Что такое сад? Например, для современного горожанина этот участок, покрытый неким количеством зеленых насаждений, место, где он может вдохнуть чистый (хотя бы относительно) воздух. Или отдохнуть от постоянно ускоряющегося ритма жизни мегаполиса. Не касаясь роли сада как поставщика витаминов, нужно сказать, что сад может быть также произведением искусства. И как напомнил Первый Международный фестиваль "Императорские Сады России" садовое искусство живо, а не осталась в прошлом в эпоху монархов строителей Петергофа и Версаля.
Сценой для демонстрации мастерства современных садоводов и ландшафтных дизайнеров стал Михайловский сад, находящийся в самом сердце Петербурга. Поскольку Русский музей, в ведении которого и находится Михайловский и Летний сады, уже довольно давно стремится возродить интерес к садоводческому искусству. Пока же фестиваль явление уникальное для России и актуальное для музея, в ближайших планах которого масштабная реставрация Летнего сада.
В этом году фестиваль имеет подзаголовок: "Затеи и украшения императорских садов XVIII-XIX веков". В аллеях спроектированного под руководством Росси парка в дни фестиваля поселились многочисленные садовые фантазии, чьи создатели должны были черпать вдохновение из произведений садового искусства означенного периода. В результате пышное великолепие барокко соседствует с обманчивой простотой композиций, состоящих в родстве с парками эпохи романтизма. Одни дизайнеры постарались создать композиции в стиле тех эпох, иные представили достаточно вольные фантазии посвященные им.
Нашлось здесь место Жар-птице из пламенеющих красным и оранжевым герберов. И фантазии на тему петровской эпохи, продемонстрировавшей, что из пушек могут получиться эффектные декоративные элементы не хуже хорошо известных посетителем строительно-садовых магазинов и ныне повсеместно распространенных фигур, отдаленно напоминающих творения классицистов. К слову, и здесь не обошлось без их, к счастью, малочисленного присутствия.
Кстати, не только сказочная птица обретает "цветочную плоть". В одной из композиций, образцовой пасторальной сцене наподобие тех, что так любили писать живописцы викторианской Англии, все ее обитатели оказываются цветочными созданиями. Одной из наиболее оригинальных выглядела композиция, превратившая лужайку бывшего великокняжеского сада в деревенский уголок. С колодцем, обязательными стогами сена, овцами (миниатюрными и искусственными), загоном для гусей (уже настоящих) и пасущейся в этой сельской Аркадии белой лошадью.
Особое место заняли исторические реконструкции садов. Современные мастера постарались воссоздать филигранную изысканность сада китайского императора ориентировочно XVIII века. Посетители имели возможность сравнить китайский стиль той эпохи с европейским. Две композиции возвращали в эру царствования французских регулярных парков с их деревьями и кустарниками, приобретавшими в умелых руках садовников самые причудливые очертания. В данном случае, например, кипарисы были превращены в гигантские шахматные фигуры.
Фестиваль продемонстрировал, что и сегодня сад может быть великолепным произведением искусства и, возможно, вскоре на многочисленных и обширных участках современных загородных резиденций появится сады подтверждающие это.
(с) Музеи России