С 6 мая по 15 июля 2008 года в Чувашском государственном художественном музее проходит региональная художественная выставка "Большая Волга - Х".
Как и великая река Волга, выставка «Большая Волга» имеет свою долгую и значимую историю. Берет она свое начало в бурном, романтическом и покаянном XX столетии, в 1964 году, в городе Куйбышеве, ныне Самаре. Она первая открыла цикл из десяти зональных выставок, организованных Союзом художников РСФСР как смотр лучших достижений периферийного искусства в преддверии Второй художественной выставки «Советская Россия». В ней участвовали мастера Астраханской, Волгоградской, Горьковской, Калининской, Костромской, Куйбышевской, Самарской и Ярославской областей, Чувашской, Марийской и Удмуртской автономных республик. Юбилейная региональная художественная выставка «Большая Волга - X» традиционно предваряет выставку «Россия XI». Вновь искусству возвращается статус совести человечества, вновь проявляет себя концепция личности творца, как духовного пастыря общества. В основу концепции выставки положена идея осознания величия и достоинства отечества, сохранение исторической памяти российского народа возрождения нравственности, патриотизма и национальной духовности. Огромный форум искусства «Большая Волга -X» открылся под знаком возрождения большой тематической картины как символа становления современного искусства на незыблемые основы ценностных ориентиров, утраченных в предыдущем периоде. В конце прошлого столетия обращение к большим темам с законченными мировоззренчески ясными концепциями было явлением редким, что объясняется неустойчивостью исторического периода, отсутствием определенной идеологической программы, резким поворотом личности к своему эго. В начале XXI века Россия встает с колен, набирает силы и такие понятия, как державность, гордость за отечество, единение, согласие, гармония, честь и достоинство вновь обретают, утраченные было глубинный смысл и силу. Заметно стабилизировавшаяся ситуация в стране, уверенное восстановление исторического и национального самосознания российского общества, обретение как бы заново открывшихся ценностей веры, культуры, чувства родины, национальных истоков, характеризующие наше время, совпали с подготовкой к выставке «Большая Волга». Выставка, прежде всего, показывает не только характерные особенности и достижения современного искусства начала третьего тысячелетия, но и является полновесным фактором еще большего сплочения регионов – участников «Большая Волга» исторически связанных общественными и культурными отношениями. Ее экспонентами являются и признанные, и молодые талантливые авторы, демонстрирующие различные творческие манеры, индивидуальности, отражающие богатую палитру мировосприятия, соединяющие национальный колорит и общечеловеческие ценности, глубокий жизнеутверждающий реализм и многообразие авангардных устремлений. Тематическая насыщенность – главная черта юбилейной выставки. Тематическим многообразием отличаются произведения всех жанров и видов искусства здесь представленных. В творческой логике экспозиции раскрывается важность искусства художника, не пассивно наблюдающего мир, а объясняющего самому себе сложность и многогранность человеческого бытия, призывающего определить для себя нравственные устои, оценить духовное очищение, создать свою картину мира, обозначить темы, способные побудить зрителя к собственным размышлениям и заставить их сердца биться чаще. Благодаря доминирующим в экспозиции темам исторического прошлого России, постижения библейских истин, тайны мироздания, Души, красоты, спасающей мир, актуализации классики, героического военного и гражданского подвигов, семьи, праздника, мирной обыденной жизни современников, культуры национальных этносов, эпического величия и лирики пейзажа родины, детства, создается единый художественный образ выставки, наполненный широким спектром мыслей и чувств, гражданственного, философского, духовно-религиозного, нравственного, лирического, мифологического содержания. Одухотворенную характерность экспозиции придают мощные акценты крупномасштабных (не только по размеру, но и по заложенной в них идее) живописных работ Р.Федорова, Р. Баранова, С. Федорова К. Долгашева, А. Егуткина, С. Слесарского (Ульяновск), А. Абзгильдина, И. Зарипова, В. Скобеева (Татарстан), А. Мазитова, И. Гаянова (Башкирия). Произведения, представленные на выставке, показали, что реалистическая основа остается традиционной для искусства провинциальной России. Современный отечественный реализм достаточно крепок, многолик и содержателен, обладает стилевым богатством. Е. Голышенкова