В 18.00 в Фотографическом музее «Дом Метенкова» (Екатеринбург) в рамках проекта «История России в семейном фотоальбоме» состоится открытие выставки «Берлин: весна 45-го года». Этой выставкой «Дом Метенкова» отдает дань памяти тем людям, которые победили фашизм в 1945 году, и призывает жителей Екатеринбурга обнародовать свои семейные фотоархивы в залах музея. Фотоаппарат – простой в обращении, демократичный инструмент, он помогает человеку сохранить воспоминания о событиях, участником которых ему суждено было стать. С годами повседневное течение жизни превращается в историю, а снимки из семейного фотоальбома в документальные свидетельства. Для ретроспективного взгляда самые элементарные вещи (одежда, интерьер, дом, транспорт на улицах и т. п.) приобретают символическое значение. Ну а если фотолюбитель оказался вовлечен в круговорот войн и революций? Простейший кадр, пусть технически далеко не совершенный, становится бесценным, и по мере того, как идет время, в нем прочитываются новые смыслы. К таким фотодокументам относятся фотографии из архива командира танкового взвода Николая Трифонова. К выставке фотографии были подготовлены его внучкой Анной Трифоновой. Николай Владимирович Трифонов родился 9 мая 1918 г. а г. Нижняя Салда Свердловской области. Закончил геохимический факультет Пермского Государственного Университета. В начале Великой Отечественной Войны призван в армию, в 1942 г. направлен на Сталинградский фронт, где был тяжело ранен. В звании командира танкового взвода принимал участие в битвах на Курской дуге, под Орлом и Белгородом, в освобождении Гомеля, Бреста и Варшавы. Все это время с ним был трофейный фотоаппарат «Leitz» (больше известный как «Лейка»). К сожалению, сохранились только фотографии позднего периода войны. После победы, которую он встретил в Берлине, работал геологом и всю жизнь увлекался фотографией. Умер Николай Владимирович 17 июля 1997 г. в Екатеринбурге. Представленные на выставке фотографии были сняты весной 1945 года в Берлине. Их герои – победители и побежденные, солдаты советской армии и мирные жители немецкой столицы. В работах прослеживается несколько драматургических сюжетов, созданных не фотографом, а самой эпохой. Первый - война и мир: разрушенные улицы и кварталы домов, сожженные машины, беженцы, следы от пуль на стенах – это все приметы войны, но оставшейся позади, в прошлом, уступающей весне 1945 года. Второй – цивилизация и варварство: волей обстоятельств фотограф оказался у стен одного из берлинских музеев. Его плачевное состояние разоблачало столкновение энергии созидания, творчества нескольких поколений с энергией разрушения, хаосом войны. Третий – мужчины и женщины: воюющая армия по преимуществу мужской мир, а в завоеванном, покоренном городе остались в основном женщины. Из истории известно, что отношения солдат и мирных жителей складывались не просто. И последнее, русский текст на улицах Берлина смотрелся столь же символично, как красное знамя над Рейхстагом. Не удивительно, что надписи, оставленные советскими солдатами, стерли только спустя полвека, после объединения Германии. |