НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Елены Сперанской в музее В.В.Набокова.

c 14 по 29 мая 2008Санкт-Петербург
Сперанская-литография1
Сперанская-литография2
Выставка в Музее Набокова представляет работы талантливого петербургского графика и живописца Елены Сперанской. Она не cделала блестящей карьеры в конце 70-х и в 80-е годы, осталась в стороне и от активной галерейной жизни Петербурга 90-х и 2000-х (основной работой для неё в это время было участие в зарубежных выставках). Тем не менее, она имеет достаточно широкие творческие контакты и точки соприкосновения с искусством многих известных художников. Все дышат одним воздухом: по работам мы можем проследить ход мысли и восстановить путь становления мастера. Елена Сперанская всегда остается профессионалом, автором мыслящим и обладающим яркой творческой индивидуальностью. Художница родилась в 1946 году в семье известного ленинградского архитектора С.Б. Сперанского. Её родной дед – скульптор В.А. Синайский, близкий к кругу великого Александра Матвеева. Последнее обстоятельство, видимо, сыграло немалую роль в определении характера творческих устремлений: наряду с увлеченным рисованием, Сперанская много занималась скульптурой. Обстановка в доме, где до сих пор сохраняется дух художественной жизни и хранятся работы друзей семьи, стимулировала творчество и развитие интереса к искусству и благоприятствовала продолжению учебы в профессиональных учебных заведениях. В 1963 году Сперанская поступила в Художественное Училище им. В.А. Серова, где училась живописи у Ирины Ковалевой и Юрия Межирова. В 1968 она поступила в Академию Художеств на факультет станковой графики под руководством А.Ф. Пахомова. Полученное образование (графическая специализация) определило общую направленность её творчества: с 1975 по 1992 гг. Сперанская много работала в экспериментальной литографской мастерской им. Н.А. Тырсы, с 1980-го года она – член графической секции ленинградского отделения СХ. На выставке в Музее Набокова можно увидеть работы разных лет, отражающие развитие творчества от дипломных работ, выполненных в Академии Художеств (серия литографий «Петр I», 1975) к более поздним композициям, отмеченным большей цельностью мировоззрения, яркой декоративностью и мощной силой обобщения (серии литографий «Строители», «Всадники», «Ангелы» , «Петербургские сюжеты» 1980-х и начала 90-х годов). О широте профессиональных возможностей художника красноречиво говорит мастерство и изощренность в использовании различных графических техник. Основные – это офорт (акватинта, резерваж), черно-белая и цветная литография, акварель, гуашь. Характерны для автора и предпочитаемые им жанры. Это, прежде всего, изысканные фигурные композиции, выглядящие подчас театрализованными – в первую очередь, благодаря сценически трактованному первому плану, где фигуры, заслоняя его целиком от верха до низа, стремятся, казалось бы, «вырасти» за пределы листа. Их композиционное и цветовое решение отсылает зрителя одновременно к образцам древнерусской иконы и к эпохе модерна, к живописи Возрождения и к русскому ХVIII веку. Пейзажные композиции (также часто стилизованные в духе петровской эпохи) оказываются близки чисто фигурным; декоративный натюрморт перенимает у первых и у вторых графическую элегантность и подчеркнутую интенсивность цвета. «Костюмированное», историческое – в связи с самим обращением к сюжетам, почерпнутым из истории, и заинтересованностью в эффектной достоверной детали его можно трактовать как выдержанное в духе петербургской мирискуснической традиции – направление печатной графики художницы оттеняется присутствием на выставке живописных произведений. Непосредственные ранние акварели и гуаши контрастируют с поздними живописными холстами (преимущественно последних лет, – они выставляются впервые). Занятия живописью не только всегда сопутствовали опытам Сперанской-графика, но во многом определяли их направление, стимулировали их, придавая им подчеркнутый колористический строй и пафос. Тонкий колористический дар, глубокое прирожденное видение цвета – качества, которые выделяют редкого художника – усугубляют азарт «живописца-композитора», работающего с цветом как с живописным объемом, с «живописными массами», являющимися для мастера истинным материалом искусства. Но дерзкая яркость цветовых контрастов не уводит Сперанскую на путь грубой экспансии по отношению к зрителю, на путь нарочитого обнажения приема и внутренней «механики» живописи. Выраженный со всей очевидностью в живописных произведениях интерес к декоративности соответствует художественному такту автора, не желающего форсировать живописные проблемы. Не просто сложившаяся поведенческая позиция художника находит адекватное отражение в его творчестве. Но пример компромисса, подкрепленный безупречным профессионализмом, художественным чутьем и тонким вкусом, представляется интересным. Сегодня быстро меняются творческие приоритеты и индивидуальные манеры, методы работы художника со зрителем, идеология художественного творчества в целом (вслед за всеми экономическими и социальными переформированиями). Со зрительской аудиторией хуже работает живопись (как и любой традиционный медиум), но более интенсивно – фотография, видео и другие средства из арсенала contemporary art. Но остаются высокие профессионалы, занимающиеся собственно материалом искусства, его эссенцией: их больше интересует цвет, линия, живописная композиция – нежели политическая трактовка, скорее легкое очарование (пусть давно ушедшей) эпохи, её эстетический аромат, нежели её политическое прочтение. Их тонкое искусство, ранимое и ранящее, интригует и тем самым притягивает внимание зрителя. Таким предстает на предлагаемой выставке творчество Елены Сперанской.

текст - Филипп Кондратенко

www.museum.ru/N33814
Ваше мнение »»

»»Музей В.В. Набокова
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 47
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-4713
сайт:nabokov.museums.spbu.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Выставка фотографий Юлии Кузьминовой "Остановись, мгновение!"

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Выставка "Музы непокорённого города" в Рязани

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Выставка к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Музее современной истории России

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru