7 апреля в Рыбнослободском краеведческом музее (Татарстан) открывается выставка "Чудо, сотворенное руками", которая знакомит с одним из красивейших видов народного искусства, традиции которого живут и развиваются. На выставке представлена красочная коллекция изделий, выполненных учащимися художественного класса Рыбнослободской детской школы искусств под руководством преподавателя Ф.Х. Якуповой: золотое шитье, вышивка из шелковых ниток, ушковое шитье и кружева. В каждой работе можно увидеть душу мастера и проникнуть в таинство народного искусства: вышитые подушки, калфаки (татарские женские головные уборы), сумки, женские тапочки, салфетницы - далеко не полный перечень представленных изделий.
Испокон веков, стремясь к красоте и ее выражению в искусстве, женщины с большой любовью занимались рукоделием, вкладывая в работу все свое умение и эстетический вкус. Украшать текстиль или, как в старину называли любую ткань "красный товар", узором люди начали с тех пор, как научились ее изготовлять. Вышивка - один из самых традиционных и древних видов художественного творчества народа. Она отличается своеобразием орнаментального языка и яркой полихромией. Наиболее популярной является тамбурная техника вышивания, которая применяется в бытовых, обрядовых предметах и в народном костюме. Вершиной профессионализма в этом виде искусства является золотошвейная гладь, великолепные образцы которой хранятся во многих музеях мира.
В народе золотошвейная вышивка применялась в основном при расшивке мужских и женских головных уборов, женской обуви. У татар на многих калфаках орнамент застилался нитями синели. Наиболее богато расшитые калфаки и тюбетейки украшались витыми металлическими спиралями, золотой бахромой, кистями, блестками. Последние часто применялись в украшении полотенец, вышитых золотом и серебром. Расшивка башмачков, тюбетеек, калфаков бисером, жемчугом, бахромой, блестками в сочетании с рельефной вышивкой золотом и серебром создавала яркий декоративный эффект.
Среди экспонатов выставки - живописные узоры, созданные своеобразной ушковой техникой. Многолепестковые цветы типа астр, георгинов и др. выложились яркими тканевыми так называемыми "ушками" на бархате. При аппликации использованы узкие атласные, шелковые ленты. Создавая композиции рисунков, юные художники стремились сохранить колорит, характерный для лучших образцов традиционного искусства. В качестве основного материала использовали бархатные ткани и шелк. В золотошвейных узорах преобладает цветочно-растительная тема, букетные композиции, чаще асимметричного характера.
Отрадно, что руками учащихся возрождается кружевоплетение на коклюшках. Ведь этот промысел, история которого в крае начиналась в XVII веке, был развит именно в Рыбной Слободе. Это занятие являлось главным для русских женщин села, им занимались почти все женщины. Прекрасное искусство плетения кружев узнали здесь еще в ХVI столетии от выходцев из северных русских областей: Новгорода, Пскова и др. Однако узоры Рыбноcлободского кружева были совершенно особые, самобытные, не повторяющие фольклорных мотивов других центров. Славились рыбнослободские кружева во всем мире: присылали заказы из Москвы, Петербурга, Америки. По каталогам выставок конца прошлого столетия, газетным статьям видно, что кружева Рыбной Слободы занимали достойное место на отечественных и международных выставках, проводимых в Нижнем Новгороде, Петербурге, а также в Брюсселе, Париже и Чикаго.
Многое, относящееся к ранней истории народного искусства, остается для нас тайной. Однако преемственность традиций бесспорна, на его основе рождается новое. Красочная коллекция изделий, представленная на выставке, позволяет проследить развитие такого яркого явления национальной культуры.
Выставка открыта до 30 апреля.