Третьяковская галерея открыла выставку, посвященную художественной деятельности журнала "Золотое Руно". В начале XX века художественные журналы работали над литературным вариантом описания событий в сфере искусства и одновременно проводили выставки. Так было в случае с "Миром искусства", с журналом и одноименным художественным объединением, аналогичную деятельность проводил и журнал "Золотое Руно". Начало века жило ожиданием преобразований, казалось, что жизнь можно преобразить средствами искусства. Для таких великих целей Н. Рябушинский организовал в Москве журнал "Золотое Руно". Куратор выставки И.М. Гофман написала серьезное исследование, анализирующее творческие поиски художников "Золотого Руна". С одной стороны, выставка посвящена журналу, с другой - выставка родилась после выхода книги Гофман. То есть, выставка является итогом большого научного процесса.
Выставка в Третьяковской галерее состоит из трех разделов, первый посвящен самому журналу, второй - выставкам, которые организовывали художники журнала, третий раздел рассказывает о личности Н. Рябушинского, основателя журнала, художника. Научную часть выставки составляет обилие текстовых материалов, здесь приведены некоторые статьи из журналов. Зрелищную часть составляют работы художников, которые были представлены на выставках "Салона Золотого Руна". Это и российские, и французские мастера.
Журнал "Золотое Руно" начал выходить в 1906 году. Организатор нового предприятия Н. Рябушинский был человеком эксцентричным. Художники сначала опасались, что издательство окажется кратковременным капризом, и готовили рисунки под псевдонимами. Предположительно, что автор первой обложки с русалкой с двумя хвостами был Л. Бакст. Первые журналы "Золотого Руна" действительно были обильно украшены золотом, для журнала использовалась хорошая бумага. Но затратное предприятие не окупалось и следующие номера уже были несколько скромнее, но без потери художественного оформления.
Журнал "Золотое Руно" начал создаваться в то время, когда уже был сформирован стиль модерн, а культовой фигурой модерна стал М.А. Врубель. Именно его творчеству были посвящены первые статьи журнала. Далее следует В.Э. Борисов-Мусатов. Художник умер в 1905 году, редакция журнала организовала большую выставку Борисова-Мусатова, его творчество получило широкое признание. Потом идут художники К.А. Сомов, Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа. Это были художники мирискусники, но уже в другом качестве. Если рубеж веков расцвел эстетическим изяществом модерна, то начало XX века уже сменилось мистическими красками символизма.
Наравне с представлением современной художественной жизни, журнал анализировал и культурное наследие. В начале XX века активно собирали и изучали русскую иконопись. Одним таким собирателем был Павел Михайлович Третьяков. На выставке показано несколько икон из его собрания.
1907 год стал кризисным для журнала и художественного развития. "Золотое Руно" объявляет конкурс на изображение Дьявола, и эта тема получила большой отклик среди художников. Она отвечала настроению подавленности, которое царило в общей атмосфере. Здесь ярко проявляются художники "Голубой розы", они ищут того, чего нет на свете, нечто нематериальное - синюю птицу, голубую розу. Мастера "Голубой розы" часто обращаются к мотивам сна, грез. Живопись теряет цвет, линию, сюжет, телесность. Получается, что живопись теряет саму себя.
Для того, чтобы определить дальнейшие пути развития искусства, в 1908 году Н. Рябушинский организовывал совместную выставку русского и французского искусства. И это начинание вызвало опасение русских художников. Многие из них первоначально дали согласие на участие, а потом отказались. И получилось 250 первоклассных французских произведений - П. Гогена, П. Сезанна, В. Ван Гога, К. Ван Донгена, А. Матисса и другие, но довольно мало русских. На выставке в Третьяковской галерее эта пропорция не соблюдается, лишь несколько французских работ представил Музей изобразительных искусств и Эрмитаж. Французская живопись показывает, что выход из бестелесного символизма есть. В живописи снова появляется и линия, и цвет, но нет реального воплощения, а идет создание образа.
И следующая выставка "Золотого Руна" 1910 года уже показывает не художников "Голубой розы", а живописцев "Бубнового валета".
Мемориальный отдел демонстрирует собственно журналы, фотографии виллы Н. Рябушинского "Черный лебедь", а также несколько документов, относящихся к периоду, когда редактор жил уже в эмиграции (Н. Трегуб)
Выставка организована при финансовой поддержке компании "ИФД-Капиталъ".