Третьяковская галерея открыла 30 выставку из цикла "Золотая карта России". Если прежние выставки старались показать коллекции дальних музеев, тех, куда сложно доехать москвичам. То выставка из Серпуховского историко-художественного музея показывает собрание подмосковного музея. Порою, устремляясь к региональным памятникам культуры, москвичи забывают, что музеи собственной области хранят не менее интересные коллекции.
Серпуховский историко-художественный музей открыт в 1920 году, в настоящее время он готовится к 90-летнему юбилею и находится на реконструкции. Это обстоятельство и позволило большому числу предметов первого ряда оправиться на выставку в Москву. Интересна не только коллекция, но и здание музея, оно построено по проекту Р.И. Клейна, этот архитектор работал над зданием Музея изобразительных искусств. Москвичи знают, что в залах, спроектированных Клейном, можно получить особенное удовольствие от музейных экспозиций. Выставка в Третьяковской галерее - своеобразная популяризаторская акция. Сейчас можно посмотреть избранные произведения в Инженерном корпусе, а через пару лет можно будет познакомиться со всей коллекцией в историческом особняке в Серпухове. История формирования коллекции Серпуховского музея напоминает становление Третьяковской галереи, истоки региональной коллекции также лежат в купеческом собрании.
Открывают выставку работы Г.И. Семирадского "Песня рабыни" (1884) и "Праздник Вакха" (1890). Они показывались в Третьяковской галерее 4 года назад на большой выставке "Пленники красоты". Но тогда на выставке главенствовала "Фрина" и работам более скромного масштаба доставалось меньше внимания. Теперь работы Семирадского из Серпуховского музея представлены со всем почетом. Рядом с ними расположена картина "Под венец" К.Е. Маковского (1890). Несмотря на то, что историки находят ряд неточностей в передаче деталей боярского быта, работа нравилась зрителям и в XIX, и в XXI веке.
Работа В.М. Васнецова "Витязь на распутье" (1878) с большим успехом пользуется не только на родине, но за рубежом, например, в музее Гуггенхайма на выставке "Россия" в США.
Второй зал открывает марина И.К. Айвазовского "Прилив" (1870). Музей хранит несколько лирических произведений. Одно из них - "Сарая мельница" В.Д. Поленова (1880). Искусство следующего поколения представляет пастель А.Е. Архипова "Крестьянская девушка" (1915). Музей показывает не только прославленных художников, картина "Дети в саду" (начало ХХ века) принадлежит кисти неизвестного автора.
Посетители обратят внимание на значительное собрание живописи и графики Н.С. Гончаровой - 21 произведение. Иллюстрацией на обложке каталога выставки вынесена работа художницы "Пейзаж" (1907-1908). Сотрудники Третьяковкой галереи большим вниманием отнеслись к этим работам, так как музей в скором времени готовит собственную выставку наследия Гончаровой из недавних поступлений, которые в настоящее время проходят реставрацию. Отметим, что произведения Серпуховского музея перед показом на выставке в Москве также прошли реставрацию.
Семейная сценка запечатлена в работе А.В. Моравова "Интерьер. У фортепьяно" (1910).
Особое внимание стоит уделить скульптуре С.Т. Коненкова. На выставке представлен "Еруслан Лазаревич" (1913) - рыцарь-воин на трехголовом драконе. Далее следует задумчивая, задушевная "Царевна" (1913), которая выставлена в паре со "Степаном Разиным" (1919). Всего на выставке показано 6 скульптур мастера.
Выставка из Серпуховского музея являет собой довольно редкий показ живописи, графики и скульптуры в одном пространстве. Не все сокровища Серпуховского музея смогли быть представлены на выставке. В ее состав не вошли иконы, рукописные книги.
Далее Третьяковская галерея продолжит показ коллекций подмосковных музеев в 2009 году, а в 2008 году еще будут показаны собрания Иркутска и Челябинска. Министерство культуры Московской области предполагает показывать не только коллекции художественных музеев. Значительные произведения искусства также хранятся в мемориальных и литературных музеях (Н. Трегуб).