В Тарусской картинной галерее открывается выставка "Русский портрет конца XVIII - середины XX веков. Из фондов Калужского областного художественного музея". Выставка продолжает ряд мероприятий, посвященных 90-летию Калужского областного художественного музея, и приурочена к 45-ой годовщине образования Тарусской картинной галереи.
Жанр портрета становится необыкновенно популярным в русском искусстве конца XVIII века. Это подтверждает и широкое распространение провинциального портрета. Как правило, их заказчиками были представители небогатого дворянства и купечества, а иногда и знатные вельможи. Зачастую провинциальные художники копировали существующие образцы, повторяли приемы, разработанные столичной школой. Таков представленный на выставке овальный портрет императрицы Екатерины II, который, скорее всего, выполнен на основе гравюрного оригинала.
В XIX веке провинциальный портрет получил свое дальнейшее развитие. Обычно художника приглашали в богатую усадьбу для изображения всех членов семьи. Такова серия портретов представителей известного семейства Бенкендорф, принадлежащая кисти Ф. А. Тулова.
На выставке представлены также работы художников-передвижников. Четыре портрета кисти Н. А. Ярошенко были написаны в зрелую пору его творчества. Это портреты отца художника (В. А. Ярошенко), матери (Я. В. Ярошенко, урожденной Мищенко), брата (В. А. Ярошенко), а также неизвестной, возможно тоже из числа родственников. Работа еще одного известного художника-передвижника Г. Г. Мясоедова - "Старик итальянец" -воспринимается не столько как портрет конкретного человека, а как представителя определенной социальной среды. Сказанное в какой-то мере можно отнести и к портретному этюду "Мальчик" работы Н. Е. Маковского - представителя семьи, давшей нескольких известных мастеров.
Один из них - художник рубежа XIX и XX веков А.В.Маковский. Обращает на себя внимание эффектный женский портрет его кисти, также представленный на выставке. "Сидящая женщина в голубом с мандолиной" может восприниматься как один из художественных экспериментов Д.А.Щербиновского. Два автопортрета, сочные по живописи, выполнены А.Е.Куликовым, знаменитым мастером лубка.
На выставке можно увидеть и два классических образца искусства социалистического реализма: "Дядя Саша" (портрет командира партизанского отряда А. Морщинкина) работы Ф.А. Модорова и портрет В. М. Молотова кисти В.П.Ефанова