В Российском этнографическом музее (РЭМ) при поддержке комитета по культуре городской администрации открылось шестое Санкт-Петербургское Собрание вертепных театров. В течение пяти дней - фестиваль продлится до 12 января - 22 коллектива из разных городов России разыграют рождественские и святочные сценки, а детский театр "Облако" Русско-немецкого центра встреч при Петри Кирхе покажет спектакль "История немецкого рождественского календаря или как дети Германии встречают рождество".
К многовековой традиции вертепных театров мы вернулись в 2003 году - в год 300-летия Северной столицы и 100-летия Российского этнографического музея, - говорит старший научный сотрудник РЭМ, руководитель фольклорно-этнографической студии "Пан-Театр" Василий Георгиевич Пушкарев. - При всей своей простоте рождественские вертепные представления пользуются огромным интересом. Они не только напоминают нам о наших корнях, но и позволяют возродить незаслуженно забытую традицию "домашнего театра", вокруг которого в праздничные дни объединялась вся семья - от мала до велика.
Так, и среди участников шестого петербургского Собрания вертепных театров есть профессиональные театральные коллективы - "Ладонь" (Санкт-Петербург), "Кудесы" (Великий Новгород), а также детские - "Бабушкины внуки" (Отрадное, Ленобласть) и семейные - клуб "Основа" (Череповец).
История вертепного театра берет свое начало в Средневековье. Тогда в Западной Европе в канун Рождества в церквях сооружали подобие пещеры, где появился на свет младенец Иисус. В этих "вертепах" устанавливали неподвижные фигурки Богоматери, младенца и пастухов. В дальнейшем, - некоторые источники связывают это с именем святого Франциска Ассизского - обычай перерос в кукольные спектакли на основе библейских сюжетов, а вертепом стал именоваться одно-, двух- или трехъярусный ящик, в котором размещался кукольный театр.
Обычное содержание вертепного представления было таково: волхвы, идущие за путеводной звездой поклониться младенцу Иисусу, сообщают царю Ироду, что в Вифлееме родился новый "царь Иудейский". Ирод, желающий избавиться от претендента на престол, повелевает убить всех Вифлеемских младенцев "от двух лет и ниже" и за свои злодеяния платится жизнью: Смерть отрубает ему голову, а черти волокут его душу в ад. В соответствии с этим сюжетом и разыгрывалось действо в многоярусных вертепах. На верхнем ярусе размещались фигурки ангела и святого семейства, на втором - вершились дела земные (сюжетная линия, связанная с царем Иродом) и творилась божья кара злодею-царю (в трехъярусных вертепах адские мучения, уготованные Ироду за его грехи, показывались в самом нижнем "этаже").
В украинском Закарпатье вертепный театр именовался "бетлегем" (от "Вифлеем"), в Белоруссии - "бетлейка" или "батлейка", а в Польше - "шопка" ("szopka" - сеновал). В Россию традиция вертепных театров пришла в середине XVII века - через Польшу, Украину и Белоруссию. Постепенно вертепное представление, дополняемое житейскими сценками-анекдотами, стало одним из самых любимых святочных развлечений русского народа.