Интересные, красивые, выставки - это прекрасно. Они приятны зрителям. Лучше могут быть только постоянные экспозиции, обладающие вышеперечисленными качествами. Подобные тем, что открыл Эрмитаж на закате уходящего года.
"Дни Эрмитажа" - традиционная акция, приуроченная ко дню Святой Екатерины, небесной покровительницы императрицы, основавшей знаменитый музей. В эти дни Эрмитаж подводит итоги прошедшего года, представляет новые постоянные экспозиции и последние временные выставки. В этот раз, помимо отреставрированных залов (Боспора, Александровского, Аполлона и Микеланджело), новых экспонатов музея, проекта "Otium Ludens. Античные фрески Стабий", Эрмитаж открыл следующие экспозиции: залы Крыма и Кавказа, гордостью сотрудников является выставка "Мощевая балка. Памятник на Северокавказском шелковом пути", впервые была продемонстрирована публике экспозиция, дающая целостное представление о культуре Золотой орды.
В этих залах демонстрируются предметы из могильника "Мощевая балка" и вещей связанных с Золотой ордой, особого внимание заслуживает выставка, посвященная Урарту. Древневосточному царству, поселения которого находятся на территории современных Армении, Турции и Ирана. Произведений искусства, созданных мастерами Ванского царства (как еще часто называют Урарту) сохранилось сравнительно немного. И значительная их часть храниться в коллекции петербургского музея. Благодаря раскопкам, проводившимся в середине ХХ века в Тейшебаини - древнем городе, расположенном на территории Армении, Борисом Борисовичем Пиотровским, на протяжении многих лет бывшего директором Государственного Эрмитажа.
Археологический памятник могильник "Мощевая балка" широко известен за пределами России. Многие годы ради того чтобы увидеть найденные там вещи, раскрывающие не только секреты обычаев древних народов Кавказа, но и дающие ключ к пониманию традиций жителей стран средневековых Европы и Востока, в Эрмитаж приезжают специалисты из иных стран. Однако широкая публика до этого момента познакомиться с результатами археологических изысканий возможности не имела. Мощевой балкой, объект был назван благодаря большому количеству великолепно сохранившихся в условиях сухого высокогорного климата мощей, обнаруженных в данном захоронении. Благодаря особенностям климата время пощадило и предметы, ставшие спутниками погребенных в последнем пути. Из-за этого первые ученые, работавшие здесь, не смогли правильно датировать найденное - невозможно было поверить, что предметам из дерева, кожи, тканей (среди которых преобладают редкие по красоте восточные шелка, являющиеся одной из изюминок экспозиции) более 1000 лет.
О Золотой орде все помнят еще из школьного курса истории. И у большинства это - одно из крупнейших государственных образований Средневековья - ассоциируется с дикими кочевниками, живущими среди степей и промышляющих разбоем. На экспозиции же Эрмитажа Золотая орда раскрывается как место жительства талантливых ремесленников. В особенности интересны произведения, вышедшие из рук булгарских златокузнецов. Более того, судя по представленным артефактам, обитатели орды не только торговали со всем миром (есть здесь образцы продукции венецианских, генуэзских, египетских, малоазиатских мастеров), но и обладали неплохим вкусом.
(с) Музеи России