15 ноября в 15-00 в Историко-архитектурном и художественном музее "Новый Иерусалим" открывается выставка произведений Игоря Ивановича Купряшина (1934-1977) "Преодоление". Выставки этого мастера в музее можно назвать традиционными. Музей хранит память о художнике безвременно скончавшимся 30 лет назад. Помимо "Нового Иерусалима" произведения Купряшина представлены в коллекциях многих музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Ярославском художественном музее, Архангельском музее искусств.
Особенностью данной экспозиции является то, что впервые на ней широко представлены помимо живописных полотен графические произведения мастера, многочисленные эскизы, в том числе и к неосуществленным работам. Сохранившиеся эскизы и зарисовки дают возможность воссоздать процесс творчества художника, идущего всегда от реальных конкретных впечатлений к преодолению своего рода "тирании натуры".
Устремленностью к преодолению двойственной природы мира творчество Игоря Купряшина смыкается с традицией романтического искусства. Окончив Художественный институт им. Сурикова в 1958 году, где он обучался в мастерской типичного представителя официальной школы соц. реализма П. Соколова-Скаля, Игорь Иванович вправе был считать своими прямыми учителями русских художников - символистов, таких как В. Борисов - Мусатов, П. Кузнецов. Среди любимых авторов Купряшина были также Гейнсборо, Тёрнер, Матвеев, Сомов, Левитан, Рябушкин, Сорока, из чего видно, что поэтическая составляющая была главной в его творчестве. Безусловно, это делало фигуру Купряшина обособленной в советском искусстве 1960-1970- х гг. Даже в портретном искусстве, несмотря на некоторые внешние сближения с так называемым "суровым стилем" шестидесятых годов, он скорей стремился к преодолению этого сближения и искал законченную живописную форму, своего рода поэтическую формулу для адекватного построения образа.
Творческий путь Купряшина недолог, всего лишь два десятилетия. Многочисленные эскизы, свидетельствуют о том, что далеко не все замыслы художника, у которого фантазия опережала возможности их реализации, успели осуществиться. Последнее над чем он работал, был "Каток в Старой Ладоге". В процессе работы над картиной рождались многочисленные этюды, эскизы, зарисовки костюмов и художник явно не собирался ставить точку в написании картины, замышляя писать еще одно, главное, полотно на эту тему длиной около 6 метров
Трудно гадать, что бы художнику удалось осуществить, если бы жизнь его так внезапно не оборвалась. Но в хранящемся в музее в большом эскизе картины он достиг самого важного: верности живописного решения полотна, соотношения абстрактных и реальных форм, его пространственного решения. Именно это делает замысел осуществленным, являя на полотне мир купряшинских грез, "свет незримого мира".