НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Живопись, графика и скульптура Б.П.Чернышева в Третьяковской галерее

13 ноября 2007Москва
Живопись, графика и скульптура Б.П.Чернышева в Третьяковской галерее
Живопись, графика и скульптура Б.П.Чернышева в Третьяковской галерее
Живопись, графика и скульптура Б.П.Чернышева в Третьяковской галерее
Живопись, графика и скульптура Б.П.Чернышева в Третьяковской галерее
Б.П.Чернышев (1906-1969) известен как художник-монументалист, выполнявший в 1930-е - 1960-е годы многочисленные работы по оформлению общественных зданий. Однако не в монументальных произведениях, большинство из которых ныне утрачены, а в станковых работах сегодня мы можем увидеть яркую художественную индивидуальность мастера. В своем творчестве он сумел сохранить исконное назначение искусства - говорить со зрителем о непреходящих ценностях, неподвластных конъюнктуре той или иной исторической эпохи. На выставке в Третьяковской галерее главным образом демонстрируются рисунки, выполненные в разных техниках - темпере, акварели, карандаше. Эти работы представляют Чернышева как тонкого лирика, изысканного колориста, одного из лучших мастеров искусства графики XX века.

Родившийся в сельской семье, в начале 1930-х Чернышев окончил отделение монументального искусства во ВХУТЕИНе. Именно монументальная живопись и скульптура представлялись художнику наиболее актуальными и действенными в эпоху "великих строек" и "революционных свершений". Его педагогами были знаменитые художники Л.Бруни, К.Истомин, П.Кузнецов, А.Куприн, Н.Удальцова, В.Фаворский. Дипломную работу - фреску - он выполнил под руководством Д.Киплика и К.Петрова-Водкина.

В 1930-е годы Б.Чернышев работал художником-оформителем Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения, участвовал в конкурсе проектов Дворца Советов (работал над скульптурой Ленина), был среди художников, осуществлявших росписи в Центральном театре Красной Армии. В 1935 году он был приглашен в Мастерскую монументальной живописи при Академии архитектуры СССР, где нашел полное понимание и поддержку со стороны ее руководителей - Л.Бруни и В.Фаворского - и творческих бригад. В конце 1940-х - начале 1950-х годов он трудился в Архитектурных мастерских В.Гольфрейха над проектом высотного здания на Смоленской площади. В 1950-е Чернышев под руководством П.Корина выполнял монументальные композиции для оформления станции метро "Комсомольская-кольцевая" совместно с другими художниками.

В поисках "своих тем" в станковом искусстве художник обратился к природе и человеку в их естественном, неприкрашенном, буквально - неприкрытом виде, и к наиболее подходящим для этих задач жанрам - пейзажу, портрету и ню (обнаженной натуре). В силу своего якобы прикладного, студийного значения они даже в сталинское время оставались почти вне идеологии. Отчасти по этой причине, отчасти от элементарной нехватки средств, Чернышев, когда он обратился к станковым видам творчества, будучи прирожденным живописцем, работал в графике. Еще в войну он изобрел особую технику живописи на бумаге: художник работал на оберточной бумаге, на кальке и даже на газете, пользуясь темперой, которую изготавливал сам, применяя растертые глины как красители и яичный желток как связующее вещество. Причем эти материалы подошли ему не только своей дешевизной, но и для решения художественных задач - их шершавая поверхность впитывала краску, как любимая им сырая штукатурка стены - фреску.

Когда Чернышев писал на газете, то порой различимый под краской газетный текст с его характерным языком выступал в роли невольного, но красноречивого "контекста". Однако и с этим "контекстом", и без него его образы, даже в самых жанровых и мимолетных изводах, производят незабываемое впечатление своей способностью вступать в какие-то своеобразные отношения со светом и пространством, что придает им особую значительность и истинную монументальность.

На выставке представлено свыше 70 работ мастера, выполненных в 1930-е - 1960-е годы в разных видах искусства, - живопись на бумаге, рисунок, скульптура из глины и шамота, фреска, мозаика. В экспозицию включены произведения из фондов Третьяковской галереи, Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим" (г. Истра), галереи "Ковчег", коллекции наследников художника, частных собраний Москвы.

Дополнительно см. http://museum.ru/N32663

www.museum.ru/N32613
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 01.05.2025  x    ?  


Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Открытие обновленной экспозиции «Псковский край в годы Великой Отечественной войны»

Иван Павлович Похитонов. К 175-летию со дня рождения

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

„…Блеск кристалла и тонкость граней…“. Русское стекло XVIII – начала ХХ века с резьбой и гравировкой

Выставочный проект «Грани Победы»

Бессмертный полк музея-заповедника «Царское Село»: выставка на Камероновой галерее

Евгений Злобин «Поэтика города. Ленинград 1950 – 1960-х»

Выставка "Был месяц май…" в Музейном центре "Гамаюн"

Исторический театр вещей. Натюрморты Николая Смирнова

Выставка «Время собирать» во Всероссийском музее декоративного искусства

Новый туристический сезон в крепости Орешек. Программа мероприятий к 80-летию Победы

Выставка Бахрушинского музея "Фронтовые дороги театров России" в Бердянске

«Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера

Выставка "Валентин Серов" в Музее Сурикова

Волшебство времён. Из коллекции фабрики "Елецкие кружева"

Выставочный проект «Вера – Подвиг – Победа» Российской академии художеств

Путь к Победе. Ленинград

Выставка "Ближе передовой" в Крепости Орешек

«Упакованные грёзы». Мода ар-деко из собрания Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева

Художники-фронтовики о Родине

Выставка «Святой Победоносец» в Музее имени Андрея Рублева

Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru