Третьяковская галерея продолжает проект "Золотая карта России". 29 выставка называется "101 икона из Ярославля". Подбор произведений на прошлые выставки проводили сотрудники Третьяковской галереи, приезжали в музей-участник и старались подобрать интересную тему и работы. Ярославский художественный музей славится своей коллекцией произведений древнерусского искусства. Когда стало ясно, что готовится выставка иконописи, то Третьяковская галерея "взяла выставку не глядя", так как уровень коллекции очень высок. И это понятно. Ярославль - старинный город, основанный Ярославом Мудрым, в 2010 году он будет праздновать свое 1000-летие. Город стоит на Волге, его жители занимались торговлей и богатые купцы не жалели денег на строительство храмов и на их украшение. Расписывали церкви как ярославские, так и приглашенные мастера.
История формирования коллекции икон довольно печальная. Начало коллекции положило разрушение храмов после 1917 года. Сотрудники могли позволить взять для музея лишь несколько икон из каждого комплекса, предпочтение отдавалось наиболее древним и памятникам с наилучшей сохранностью. К сожалению, подобная выборочность не позволила сохранить полностью комплексы убранства храмов. Собиралось даже больше, чем музей мог позволить себе включить в коллекцию и отреставрировать.
В 1977 году при подготовке экспозиции древнерусской иконописи в Митрополичьих палатах на чердаке было обнаружено более 80 икон. Это памятники из храмов, которые стояли рядом с палатами. Очевидно, что в 1920-е годы было отобрано больше памятников, чем разрешалось взять в музей. Но сотрудники музея все равно сохранили иконы, в настоящее время готовится выставка этих памятников в Ярославле.
А в Москве выставлена 101 икона XVII - XVIII столетия. Часть памятников - знаменитые работы, известные исследователям и зрителям, 16 памятников впервые выставлены после реставрации. Реставрация проходила на частные пожертвования. Бытует мнение, что расцвет иконописи приходится на допетровское время, когда работали такие известные мастера как Андрей Рублев, Дионисий и Феофан Грек. А после того, как начала развиваться светская живопись, иконопись приходит в упадок. Отчасти это подтверждает и экспозиция Третьяковской галереи, где произведениям Андрея Рублева отведен отдельный зал, а памятники XVI- XVIII века выставлены в общем зале. Якобы с XVII века художники уже работали в европейской линии, а иконописью занимались только ремесленники. Выставка показывает, что иконопись развивалась и в то время, когда формировалось светское искусство.
В Ярославле в Митрополичьих палах, памятнике архитектуры XVII века, иконы показываются на традиционных побеленных стенах. В Третьяковской галерее свой подход к оформлению экспозиций. Региональный проект музея называется "Золотая карта России", а XVII век ярославской иконы - золотой век. Но на самом деле золота в ярославских иконах не так много. Может быть, золото осталось в окладах, которые не представлены на выставке, на выставке показаны только иконы, без драгоценного оформления. В ярославских иконах больше охры, чем золотого цвета. Экспозиционный ход Третьяковской галереи, когда работы выставлены на насыщенном краплачном фоне, оттеняет охру, придавая ей вид золота. Таким образом получилась "золотая выставка" ярославских икон.
Если проект "Золотая карта России" был задуман Третьяковской галереей как бы в знак помощи региональным музеям. То в данном случае это правило не работает. Ярославский музей представил коллекцию из значительных произведений, некоторые их них Третьяковская галерея не отказалась бы представить и в своей постоянной экспозиции. Получается, что в данном случае оба музея выступают на равных. Показ для прессы проводили А.В. Федорчук, сотрудник Ярославского художественного музея, и Л.В. Нерсесян, сотрудник Третьяковской галереи. Специалисты по древнерусской живописи рассказывали о памятниках в формате диалога, дополняя рассказ друг друга.
На выставке зрители увидят образы Богоматери, Спасителя, архангелов Михаила и Гавриила, Рождество Христово, преподобных Зосиму и Савватия и многие другие традиционные и особенные ярославские варианты трактовки библейских сцен.
Стоит ли идти на выставку человеку, который ведет светский образ жизни, то есть не имеющему определенных конфессиональных предпочтений? Ответим положительно. Ярославские иконы не только являются предметами религиозного культа, но и произведениями искусства.