НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Православ Совак в Мраморном дворце Русского музея

c 1 по 22 октября 2007Санкт-Петербург
Православ Совак в Мраморном дворце Русского музея
Православ Совак в Мраморном дворце Русского музея
Православ Совак в Мраморном дворце Русского музея
В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка "Православ Совак". На экспозиции представлено около 250 произведений известнейшего чешского мастера второй половины XX века: гравюры, фотографии, рисунки, картины.

Православ Совак (род. в 1926 г. в Высоко Мисто (Богемия) получил художественное образование в Праге в 1940-е годы и тогда же начал свою творческую деятельность. Однако с приходом к власти коммунистов в 1948-м он покинул интеллектуально-культурный круг, в котором вращался, и в течение нескольких лет не обращался к творчеству: работал в промышленности, строил заводы и плотины, был горняком. Это решение было принято без какого бы то ни было давления извне. Сам Совак говорил: "Я верил, что для того, чтобы писать или рисовать по-другому, я сам должен внутренне измениться, начать жить по-другому".

Только в конце 1950-х годов, когда Совак вернулся в Прагу, можно говорить о начале его творческого пути. Своей темой он избрал город, который в его изображении предстает как некая безлюдная конструкция. Эти первые графические листы отличаются не только отсутствием людей, но, прежде всего, структурой, напоминающей технические чертежи или архитектурные рисунки. В работах господствует настроение покинутости и мрачности, царит пустота. Совак занимался почти исключительно графикой, используя технику офорта холодной иглой. Цвет художник в эти годы не использовал, гравюры выполнены в черно-белой гамме.

Тема пустыни имеет для Совака первостепенное значение. Как объясняет сам художник, с тех пор, как он покинул пейзаж своего детства в Южной Богемии, он передвигается по городам, цивилизациям, культурной среде, и постепенно дошел до пустыни. В пустыне он испытывает чувство сопричастности, более абстрактное, чем чувство сопричастности дереву или дому у реки. Это скупой и чистый пейзаж, в котором становишься жителем Земли в самом прямом смысле слова.

В рисунках 1970-х особенно явственно стремление Совака передать уникальную красоту пустынного пейзажа, избежав при этом простого воспроизведения и тем более натурализма. Из структуры пейзажа часто как бы проступают геометрические знаки, прежде всего треугольники, полукружия или замкнутые круги. Они не нанесены на нее сверху, а соединяются с ней, образуя некую метаструктуру. Здесь Совак трансформирует реальный пейзаж пустыни в свои образы, не лишая их собственного природно-прекрасного значения.

В высказываниях Совака о творчестве постоянно встречается понятие времени. Так, Совак говорит о "непрерывности" своего мышления, а также о процессе созидания какого-то определенного графического листа или рисунка. В этой связи он особенно подчеркивает, что его творчество - это не "производство", ибо произведения возникают в мыслительном и биографическом континууме, движение процесса созидания совпадает, таким образом, со временем жизни. Это время жизни, то есть биография художника, характеризуется местами, в которых эта жизнь проходит. Эти места - одновременно и места его искусства: начиная с южнобогемского пейзажа, до таких городов, как Прага и Нью-Йорк, или пустынь Америки. Места, из которых отфильтровываются темы для искусства, биографически и эстетически связаны друг с другом. Они образуют пространство, укорененное одновременно и в идеальном, и в конкретно-материальном, то есть в графике или рисунке.

По словам Хельмута Хайсенбюттеля, "Совак не поддается привычной классификации на течения, тренды и тенденции. Это происходит потому, что в творчестве, подобном его творчеству, которое стремится к совершенству замкнутого круга, составленного из тишины и семантики, метода и темы, интеграла и экзистенциала, историческое образует свой собственный круг".

www.museum.ru/N32304
Ваше мнение »»

»»Мраморный дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Проезд:Ст. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 312-9196
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Шедевры Русского музея на первой мобильной планшетной выставке в Республике Беларусь

Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

"Коллажи Альфреда Шнитке". К 90-летию со дня рождения композитора

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Айны. Следы цивилизации. Бёзан Хирасава и Дамир Муратов

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Рафаэль. Эпоха Ренессанса

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Выставка «Загородная жизнь» Ольги Тихоновой в Российской академии художеств

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru