Новое выставочное пространство Третьяковской галереи "Выставочный зал в Толмачах" продолжает открывать широкой публике творчество мастеров по разным причинам мало известных, но значимых для истории отечественного искусства.
Виктор Иванович Уфимцев - "самый левый художник "азиатской России"" - принадлежит к поколению сибирских живописцев, поэтов, музыкантов, сформировавшихся в первое послереволюционное десятилетие. Он был среди тех молодых представителей омской культуры, которые под впечатлением от лекций и выставок знаменитого Давида Бурлюка провозгласили себя футуристами.
Кардинальные перемены в судьбе Уфимцева произошли в марте 1919 года с приездом в Омск, ставший в разгар гражданской войны культурным центром, художника и поэта Давида Бурлюка. Эпатажные выходки компании футуристов, литературно-художественные встречи с местной публикой во время их турне по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока будоражили общественность и одновременно "рекрутировали" последователей идей ниспровержения традиционных устоев. На одну из подобных встреч в Омске пришел Уфимцев, воспитанник студии живописи А.Клементьева, где его педагогом был И.Кортаков, ученик К.Коровина. В то время Уфимцев, по его собственным словам, был "самым простым, обыкновенным реалистом". С друзьями-студийцами они решили сорвать лекцию столичных "шарлатанов и скандалистов". Однако энергетика и артистизм Бурлюка-оратора, "революционная сила" поэзии футуристов перевернули представления Уфимцева об искусстве. С вечера он ушел "законченным футуристом".
С этого времени началась активная творческая деятельность Уфимцева. В 1920 он был зачислен художником в клуб Красной Армии, где стал заниматься агитационно-массовым искусством, участвовал в поездках на агитпароходе "III Интернационал", проводил по пути следования маршрута выставки своих произведений. В 1921 году вместе с Н.Мамонтовым и Б.Шабль-Табулевичем Уфимцев организовал футуристическую литературно-художественную группу "Червонная тройка" (по аналогии со столичным "Бубновым валетом"), позже стал членом общества художников "Новая Сибирь". С 1923 года он много путешествовал по Средней Азии, Дальнему Востоку, Кавказу и Сибири, особенно был увлечен Востоком. С 1930-х Уфимцев жил в Узбекистане, участвовал в создании и возглавлял республиканский Союз художников, стал одним из основателей историко-революционного жанра в Средней Азии.
Уфимцев вырабатывал индивидуальный художественный почерк, пробуя себя в различных техниках и жанрах - от рисунка, коллажа, плаката, до масштабных живописных полотен и работ художника-постановщика в театрах Сибири и Средней Азии. Он экспериментировал, следуя общей для искусства этого времени установке на обновление художественного языка, каждый раз исходя из стоявших перед ним конкретных задач. В автобиографии 1935 года он пишет о своих художественных опытах: "Что осталось у меня найденным после всех исканий? Импрессионизм научил цвету. Футуризм - быстроте и находчивости. Кубизм и конструктивизм дали устойчивость, простоту, крепость вещи, научили обработке поверхностей. Реализм - бодрость и здоровье". С середины 1920-х годов образное воплощение Востока стало для Уфимцева важнее отвлеченных формальных опытов. Ориентализм как направление художественного мышления стал наиболее точно отвечать потребностям художника.
Последняя значительная выставка Уфимцева прошла в 1961 году в Ташкенте. Возросший в последнее время интерес к Уфимцеву инспирирован как высоким качеством, изяществом, особым обаянием его графических и живописных работ, так и обращением музейных, научных и коллекционерских кругов к целому пласту отечественного искусства, обозначаемому понятием "забытые имена".
Выставка в Третьяковской галерее станет наиболее полной ретроспективой творчества В.Уфимцева. В ее состав войдут около 90 живописных и графических работ: ранняя примитивистская графика, коллажи, эскизы плакатов, кубофутуристические работы, гуаши из цикла "Турксиб" начала 1930-х годов, послевоенные пейзажи и натюрморты, произведения, посвященные путешествиям 60-х годов в Париж, Афганистан, Тунис и Индию. Экспонаты поступят на выставку из фондов Музея изобразительного искусства им. М.А.Врубеля (г.Омск), Государственного историко-краеведческого музея (г.Омск), Государственного музея искусства народов Востока (г.Москва), коллекций Виктора Шпенглера, Ильдара Галеева, галереи "Веллум" и других частных московских собраний.
Дополнительно о выставке см. http://www.museum.ru/n32229