НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка В.Уфимцева "Мы называли себя новаторами…" в Третьяковской галерее

31 августа 2007Москва
Рожденный в пути. Выставка В.Уфимцева ''Мы называли себя новаторами…''
Приезд в Самарканд. Выставка В.Уфимцева ''Мы называли себя новаторами…''
Корзина с апельсинами. Выставка В.Уфимцева ''Мы называли себя новаторами…''
Очень хорошо живется. Выставка В.Уфимцева ''Мы называли себя новаторами…''
Цветущие деревья. Выставка В.Уфимцева ''Мы называли себя новаторами…''
Новое выставочное пространство Третьяковской галереи "Выставочный зал в Толмачах" продолжает открывать широкой публике творчество мастеров по разным причинам мало известных, но значимых для истории отечественного искусства.

Виктор Иванович Уфимцев - "самый левый художник "азиатской России"" - принадлежит к поколению сибирских живописцев, поэтов, музыкантов, сформировавшихся в первое послереволюционное десятилетие. Он был среди тех молодых представителей омской культуры, которые под впечатлением от лекций и выставок знаменитого Давида Бурлюка провозгласили себя футуристами.

Кардинальные перемены в судьбе Уфимцева произошли в марте 1919 года с приездом в Омск, ставший в разгар гражданской войны культурным центром, художника и поэта Давида Бурлюка. Эпатажные выходки компании футуристов, литературно-художественные встречи с местной публикой во время их турне по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока будоражили общественность и одновременно "рекрутировали" последователей идей ниспровержения традиционных устоев. На одну из подобных встреч в Омске пришел Уфимцев, воспитанник студии живописи А.Клементьева, где его педагогом был И.Кортаков, ученик К.Коровина. В то время Уфимцев, по его собственным словам, был "самым простым, обыкновенным реалистом". С друзьями-студийцами они решили сорвать лекцию столичных "шарлатанов и скандалистов". Однако энергетика и артистизм Бурлюка-оратора, "революционная сила" поэзии футуристов перевернули представления Уфимцева об искусстве. С вечера он ушел "законченным футуристом".

С этого времени началась активная творческая деятельность Уфимцева. В 1920 он был зачислен художником в клуб Красной Армии, где стал заниматься агитационно-массовым искусством, участвовал в поездках на агитпароходе "III Интернационал", проводил по пути следования маршрута выставки своих произведений. В 1921 году вместе с Н.Мамонтовым и Б.Шабль-Табулевичем Уфимцев организовал футуристическую литературно-художественную группу "Червонная тройка" (по аналогии со столичным "Бубновым валетом"), позже стал членом общества художников "Новая Сибирь". С 1923 года он много путешествовал по Средней Азии, Дальнему Востоку, Кавказу и Сибири, особенно был увлечен Востоком. С 1930-х Уфимцев жил в Узбекистане, участвовал в создании и возглавлял республиканский Союз художников, стал одним из основателей историко-революционного жанра в Средней Азии.

Уфимцев вырабатывал индивидуальный художественный почерк, пробуя себя в различных техниках и жанрах - от рисунка, коллажа, плаката, до масштабных живописных полотен и работ художника-постановщика в театрах Сибири и Средней Азии. Он экспериментировал, следуя общей для искусства этого времени установке на обновление художественного языка, каждый раз исходя из стоявших перед ним конкретных задач. В автобиографии 1935 года он пишет о своих художественных опытах: "Что осталось у меня найденным после всех исканий? Импрессионизм научил цвету. Футуризм - быстроте и находчивости. Кубизм и конструктивизм дали устойчивость, простоту, крепость вещи, научили обработке поверхностей. Реализм - бодрость и здоровье". С середины 1920-х годов образное воплощение Востока стало для Уфимцева важнее отвлеченных формальных опытов. Ориентализм как направление художественного мышления стал наиболее точно отвечать потребностям художника.

Последняя значительная выставка Уфимцева прошла в 1961 году в Ташкенте. Возросший в последнее время интерес к Уфимцеву инспирирован как высоким качеством, изяществом, особым обаянием его графических и живописных работ, так и обращением музейных, научных и коллекционерских кругов к целому пласту отечественного искусства, обозначаемому понятием "забытые имена".

Выставка в Третьяковской галерее станет наиболее полной ретроспективой творчества В.Уфимцева. В ее состав войдут около 90 живописных и графических работ: ранняя примитивистская графика, коллажи, эскизы плакатов, кубофутуристические работы, гуаши из цикла "Турксиб" начала 1930-х годов, послевоенные пейзажи и натюрморты, произведения, посвященные путешествиям 60-х годов в Париж, Афганистан, Тунис и Индию. Экспонаты поступят на выставку из фондов Музея изобразительного искусства им. М.А.Врубеля (г.Омск), Государственного историко-краеведческого музея (г.Омск), Государственного музея искусства народов Востока (г.Москва), коллекций Виктора Шпенглера, Ильдара Галеева, галереи "Веллум" и других частных московских собраний.

Дополнительно о выставке см. http://www.museum.ru/n32229

www.museum.ru/N32166
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 27.07.2024  x    ?  


Выставка, посвященная 220-летию со дня рождения первого министра путей сообщения России

Первый Юсуповский фестиваль искусств в Архангельском

Фестиваль "Былинный остров" в крепости Орешек

Открытие новой экспозиции «Мотолегенды» в Музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ

"Шелест лепестков" - выставка китайской художницы Чжан Биюнь в Новосибирском художественном музее

Межмузейная выставка «Казачество» в Ростовском музее изобразительных искусств

Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути: персональная выставка мастера Лю Хуншэна

Новаторская выставка «Весть» в корпусе Бенуа Русского музея

«Старообрядческая икона. Образ из древности». Выставка в Кировском областном краеведческом музее

Выставка «Юбилей. Технология и мифология круглых дат»

Первый фестиваль этно-музыки «Березовый домик» в Гатчине

Фестиваль современного искусства «Тужи Арт» в Забайкальском крае

Выставка «Курс на Победу» в Музее Победы

Западноевропейский пейзаж XIX века из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина в Плёсском музее-заповеднике

История и традиции свадебного обряда. Выставка «Играем свадьбу» в Новосибирском краеведческом музее

Выставка «Золотное шитьё Карелии»

В РОСФОТО открыли «красную комнату»

Дар художницы Татьяны Парфеновой Псковскому музею

Выставка Василия Нестеренко «Мир и война» в Вятском художественном музее

Международный день тигра в Дарвиновском музее

Выставка «На страже Севера. Спасение деревянного зодчества»

XIX Васнецовский пленэр станет международным

Выставочный проект «Угол зрения» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Поэзия Крымского побережья. Выставка Александра Максименко в Российской академии художеств

Выставка к 85-летию ВДНХ в Российской национальной библиотеке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru