НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Каплан из Рогачёва" в залах Инженерного замка

c 6 июля по 6 августа 2007Санкт-Петербург
''Каплан   из  Рогачёва''  в залах Инженерного замка
''Каплан   из  Рогачёва''  в залах Инженерного замка
''Каплан   из  Рогачёва''  в залах Инженерного замка
6 июля в залах Михайловского (Инженерного) замка Русского музея откроется выставка произведений известного советского графика и живописца Анатолия Каплана. На выставке представлены живописные и графические работы, а также скульптура и керамика из частного собрания Исаака и Людмилы Кушнир.

Известность пришла к Анатолию Каплану при жизни. По словам искусствоведа Валерия Дымшица: "…даже неласковая к евреям советская власть, "закрывая" его литографиями "еврейскую тему", проявила несвойственный ей хороший вкус. Делала она это по проверенному методу: как советским евреям был выдан один писатель - Шолом-Алейхем, так они получили и одного художника - Каплана. Глухая стена - не столько гонений, сколько молчанья - была пробита великим талантом и великим трудом художника".

"Каплан из Рогачёва" - так писал Анатолий Львович на титулах некоторых своих альбомов литографий по мотивам Шолом-Алейхема. Он родился 28 декабря 1902 г. в белорусском городе Рогачеве и уже в 16 лет, не успев получить среднего образования, стал работать учителем рисования в рогачевских школах. В 1922 г. по командировке райнароборона Каплан отправился в Петроград, чтобы поступить в единственное тогда высшее художественное учебное заведение - Академию художеств. С тех пор вся биография художника была связана с Петроградом - Ленинградом. Здесь были созданы его лучшие литографии и гуаши, керамика, скульптурная галерея героев гоголевских "Мертвых душ".

При этом Каплан неоднократно посещал родные места, где много работал с натуры. Художник рисовал все, что было в поле зрения: пейзажи, строения, предметы утвари, портреты родных и знакомых. Рисовал обычным карандашом, относительно жестким, не позволяющим добиваться особых графических изысков. Работы 1920-х годов - это не только реалистические зарисовки родного Рогачёва, но и гротески на грани абсурда. Известно, что в эти годы Каплан делал декорации к "Елизавете Бам" Даниила Хармса.

В конце 30-х годов Каплан впервые обратился к литографии: музей этнографии заказал Каплану несколько сюжетных композиций для раздела, посвященного жизни Еврейской автономной области и ее столицы Биробиджана. Их нужно было выполнить в технике литографии и Каплану пришлось срочно осваивать новую технику. Он отправился в экспериментальную литографскую мастерскую при Ленинградском отделении Союза художников. Интерес к литографии сразу же захватил Каплана, она стала его любимой техникой, так как дала художнику возможность осуществить свои поиски тонового и пространственного богатства, разнообразных цветовых решений. Кроме того, здесь, в этой мастерской, он нашел друзей, и коллег - единомышленников. В 1939-1949 гг. художник создает свою первую значительную литографическую серию "Касриловка", в которой уже угадано многое из того, что "в полный голос" прозвучит через 20-30 лет в его зрелых работах.

Но по-настоящему большой, серьезной работой Каплана стала серия цветных станковых литографий по мотивам повести Шолом-Алейхема "Заколдованный портной" (1954-1957). В ней есть все, что характерно для его творчества: и любование исчезнувшим миром штетла, и работа с еврейским шрифтом, и мотивы еврейского народного искусства, в работах Каплана сталкиваются традиции европейской реалистичной литографии XIX века с фольклорной, "кустарной" рамкой и фоном, выполненным в виде обоев.

После "Заколдованного портного" Каплан создает монументальные серии станковых литографий по мотивам произведений еврейских писателей, ставшие основой его прижизненной славы. Он продолжал иллюстрировать Шолом-Алейхема: "Тевье-молочник" (три версии 1957-1966), "Песня песней" (1962), "Стемпеню" (1963-1967) и т.д. Дважды Каплан обращается к роману Менделе Мойхер-Сфорима "Фишка Хромой" (литографии 1966-1969 гг. и офорты 1976 г.)

Став одним из признанных мастеров литографии, он оставил её в конце 1960-х с тем, что бы сосредоточится на керамике и офорте. Кроме того, параллельно графике, получившей широкое признание, Каплан, как бы "для себя", занимался живописью. И тут художник позволял себе наиболее рискованные эксперименты: его живопись поражает своей яркостью, оставаясь для него, наряду с керамикой, областью чистого самовыражения. В живописи художник занят как формальным экспериментом, так и общечеловеческими категориями, которые присутствуют в работах Марка Шагала: любовь, семья, время, смерть... Каплан вел многолетний заочный спор с мастером, который как бы "монополизировал" тему штетла в мировой живописи. Интерес Каплана к шагаловским темам был пристально-ревнивым: он постоянно предлагал свое решение этих тем.

www.museum.ru/N31755
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 15.03.2025  x    ?  


Открытие юбилейного года С.А. Есенина в Рязанской области

Выставка "Великая страна - великая Победа. 1941-1945" в Центральном выставочном зале "Манеж", С.-Петербург

Лансере. Отец и сын. К 150-летию со дня рождения Е.Е. Лансере

Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой

Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века

Сказочные образы в русской керамике

Выставка «Полотенце. История длиною в жизнь» в Архангельском краеведческом музее

Феликс Соколов «Непривычные искажения»

Проект "Гидрокосмос" в Музее-заповеднике «Петергоф»

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Концерт-посвящение "Модест Мусоргский. Песни и романсы". Ко дню рождения композитора

Выставка «Вспоминая Великую Отечественную…» в Музее Востока

Выставка «Походный иконостас» в Музее имени Андрея Рублева

Вернисаж сезона Март/Апрель’25 в Арт-центре "Пушкинская-10"

В рамках XII Транссибирского Арт-фестиваля. Выставка "Мир русской души"

Французская манера. Гравюры и рисунки XV – начала XVII века

Виктор Черноволенко. Сказка о космосе

Выставка произведений Михаила Полетаева в Российской академии художеств

Выставка произведений Валентина Плискина «Богородицей хранимая Русь»

Выставка "Мы разные, мы вместе" в Восточном павильоне Михайловского замка Русского музея

Чёрный континент, или путешествие по разноцветной Африке

Концерт «К 110-летию со дня рождения Святослава Рихтера и 103-летию со дня рождения Ирины Антоновой»

Выставка женского портрета «Зеркало любви» в Томском художественном музее

«Фарфоровая Россия» скульптора Павла Каменского

Выставка «Провинциальные истории» Юрия Абисалова в Российской академии художеств

LU. Фигура умолчания

"Диджитал ТЕСТО" - персональная выставка Максима Свищева в Суздале


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru