27 июня в музее-заповеднике В.Д. Поленова состоялся круглый стол на тему "Объект наследия. Современные интерпретации: свободы и ограничения".
Инициатором совещания по проблеме взаимодействия музея и современного искусства выступил музей-заповедник "Куликово поле".
В последнее время одна из важнейших задач музея "Куликово поле" - достойно представить свой главный "экспонат" - поле Куликовской битвы. Еще несколько лет назад, слова посетителя Первого ратного поля России "Я был на Куликовом поле" означали лишь, что человек увидел на Красном холме старейший монумент воинской славы - столп-памятник Дмитрию Донскому. Годы и силы потребовалось сотрудникам музея, чтобы наш посетитель понял, что Куликово поле - это не только Красный холм, это и село Монастырщина, и Епифань и, вообще, Куликово поле - огромная территория, простирающаяся практически на 2,5 тысячи квадратных километров. И сердце этой территории - место сражения, более шести веков хранившее загадки и размеренно, по-крупицам, отдающая их музейщикам.
Однако этот уникальный "экспонат" посетители не увидят в витрине. Поле сражения 1380 года у Дона и Непрядвы - самая настоящая экспозиция под открытым небом. Но и для нее нужны определенные составляющие. Как в музейной витрине представить экспонат помогает этикетаж, подсветка и многое другое, так и экспозицию под открытым небом сопровождают вспомогательные элементы - система навигации, схемы, позволяющие посетителю раскрыть для себя представленный экспонат. Однако его уникальность требует новаторских идей для представления аудитории. И как, казалось музейщикам поначалу, решить эти задачи может современное искусство. Но…
- Современное искусство - вещь специфическая, - утверждает Ирина Чеснокова, куратор Калининградского филиала Государственного центра современного искусства, - Она хороша в своем пространстве, если проникает в чье-то другое - возникают проблемы.
И, как определили участники круглого стола, одна из проблем в данной ситуации - поиск общей для художника и музея идеи.
- Проблема Куликова поля, - считает директор музея-заповедника В.Д. Поленова Н.Н. Грамолина, принимавшая непосредственное участие в обсуждении этого вопроса, - в том, чтобы показать сам ландшафт места сражения, его специфику. Куликовцы понимают, что их работа по восстановлению природно-исторического ландшафта, ковыльных степей и легендарной Зеленой Дубравы, не будет полной, если ее достойно не представить. Но как… Идею музея "Куликово поле" можно по праву считать национальной идеей. Это место единения Российского государства… И здесь возникает вопрос, найдется ли в сфере современного искусства художник, чье творчество сможет достойно отразить эту идею, кто забудет свое "эго" и будет жить только символизмом Куликова поля…
- Масштаб идеи Куликова поля велик, - считает Евгений Усманский, арт-директор Калининградского Государственного центра современного искусства, - и не каждый художник с этим справится. Нужно делать это осторожно. Художник пытается в своем творчестве высказаться как персона "Я художник. Я вижу так". И часто возникает ситуация, что аудитория не готова к восприятию его видения. Но работа в этом направлении возможна. Это может быть и художники-модернисты, работающие в традиционной технике, с традиционными материалами, но новаторски…
В ходе двухчасового разговора у участников круглого стола сложилось четкое представление, что, несмотря на сложности, взаимодействие традиционного музея и возможностей современного искусства возможно. Только музей в этом взаимодействии может выступать в разных позициях. "Куликово поле" и любой другой музей-заповедник может стать площадкой для реализации творческого потенциала художников современного искусства. Это может быть и новый фестиваль, и представление проектов современного искусства в рамках уже традиционных музейных мероприятий. А возможно и другое решение. Главная задача "Куликова поля" по представлению своего уникального "экспоната" может быть решена за счет поиска "своего" художника современного искусства, конкурса на лучший проект, но при условии, когда перед художником будет поставлена четкая задача.
Как будет развиваться сотрудничество музея "Куликово поле" и мастеров современного искусства, увидит посетитель первого ратного поля России. Приедет ли он на биеннале современного искусства, в ходе которого может родиться идея, как работать с подобными месту Куликовского сражения экспонатами, увидит ли турист на месте сражения свето-звуковые инсталляции?.. Вопрос будущего.
Л. Котикова