НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Среди коллекционеров. Графика в московских частных собраниях XIX - начала ХХ века

30 мая 2007Москва
Сомов К.А. 1869-1939. Титульный лист книги «Театр». 1907. Из собрания Г.А.Эккерта
Врубель М.А. 1856-1910 Жемчужина. 1904 Из собрания С.А.Щербатова
Бакст Л.С. 1866-1924 Портрет З.Н. Гиппиус. 1906 Из собрания С.А.Кусевицкого
Бенуа А.Н. 1870-1960 Итальянская комедия. Любовная записка. 1905 Из собрания И.А.Морозова
Васнецов В.М. 1848-1926. Весна-Красна. 1885. Эскиз костюма для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Из собрания Мамонтова
Выставка "Среди коллекционеров. Графика в московских частных собраниях XIX - начала ХХ века" продолжает цикл экспозиций, прослеживающих историю формирования фонда графики Государственной Третьяковской галереи. Она посвящена московским коллекционерам и меценатам рубежа XIX-XX веков, чьи собрания пополнили фонд графики Галереи, основанный П.М.Третьяковым.

Уникальность проекта состоит в том, что впервые со времени выставок, проходивших в музее в 1910 и 1918 годах, единая экспозиция демонстрирует коллекции каждого из собирателей, выявляя их специфику и своеобразие. Выставка позволяет оценить не только их значение для Третьяковской галереи, но и поставить вопрос о роли частных коллекционеров в культурной жизни России рубежа веков.

На выставке представлена 21 коллекция, из которых отобрано для экспонирования свыше 250 лучших произведений. Наряду с известными работами, в состав экспозиции включен ряд графических листов, лишь недавно отреставрированных и поэтому мало знакомых специалистам и публике. Особый интерес для зрителей представляют портреты коллекционеров работы известных художников. Таковы портреты жены князя Щербатова П.И. Щербатовой, В.В. Фон Мекка, И.А. Морозова и В.О. Гиршмана, исполненные В.Серовым, портрет Г.Л.Гиршман работы К.Сомова.

Каждая коллекция - это авторская "история искусства", выражающая образ ее создателя. Его индивидуальный вкус, мировосприятие определяли отбор имен художников и конкретных произведений. Отдельным предметом собирательства стала графика, переживающая в этот период новый взлет в развитии рисунка, акварели, пастели.

В экспозиции представлены произведения из собраний С.С. и А.П.Боткиных, С.С.Бахрушина, В.А.Воробьева, Д.В.Высоцкого, В.О. и Г.Л.Гиршманов, С.И.Мамонтова, С.Т., А.В., И.А., М.А. и М.К.Морозовых, И.С.Остроухова, М.П. и С.П.Рябушинских, С.А.Кусевицкого, Е.П.Носовой, С.А.Полякова, И.И.Трояновского, И.Е.Цветкова, П.И.Харитоненко, С.А.Щербатова, Г.А.Эккерта.

Возникновение в начале ХХ века целого ряда крупных, открытых для широкого круга любителей искусств частных собраний во многом стимулировало художественный процесс этого времени. Наряду с традиционным увлечением классическим искусством (в том числе работами О.Кипренского и А.Орловского) возник огромный интерес к современным художественным явлениям. Коллекционеры много общались и даже дружили со своими современниками-художниками, покупали их работы, формировали коллекции, исходя из личных приоритетов.

Взаимовлияние круга коллекционеров и художников привело к появлению большого ряда заказных произведений, созданию монументально-декоративных ансамблей, организации литературно-художественных обществ, вечеров, концертов.

Обладатели крупных собраний перестраивали свои особняки, приспосабливая их под растущие коллекции, лично отбирали произведения для своих коллекций, участвовали в выставках, составляли каталоги. Часть собраний была открыта для посетителей, информация о них входила в путеводители по городу. Страсть к коллекционированию порой была "фамильной чертой", охватывала всех членов семьи. Коллекционерами были Морозовы, Боткины, Рябушинские, Бахрушины. Пример братьев Третьяковых, передавших в дар Москве свое собрание, оказал влияние на осознание общественной роли собирательства и его целей. Многие крупные коллекционеры планировали создание общественно-доступных музеев с последующей передачей их в дар Москве.

В 1917 году из соображений сохранности по инициативе И.Э.Грабаря многие владельцы передали свои произведения на хранение в Третьяковскую галерею - в 1918 в залах Галереи была устроена выставка, представлявшая частные коллекции Москвы. Впоследствии некоторые работы были возвращены владельцам, большая же часть была национализирована и передана в Третьяковскую галерею и другие музеи России.

Дополнительно о выставке см. http://www.museum.ru/N31464

www.museum.ru/N31395
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 22.10.2020  x    ?  


Музейно-выставочный центр «Петербургский художник» празднует 15-летие

Выставка-размышление «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков» в Бахрушинском музее

Василия Белова читали всей Россией!

Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи

Выставка VII Общероссийского фестиваля дикой природы "Первозданная Россия"

Межмузейный выставочный проект «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья»

Искусство объединяет

Персональная юбилейная выставка "LXXV" Народного художника России Б.Л. Непомнящего

Выставка «А в сердце светит Русь...» в Музее-квартире А.А. Блока

Конференция "История отечественной культуры в архивных документах"

К 150-летию И.А. Бунина. Фотопроект "В темноте" в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Лекция-концерт «Музы в жизни и творчестве И. Бунина»

Виртуальная выставка "100 шедевров. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства"

Ко Дню памяти жертв политических репрессий. Программа музея Анны Ахматовой

Выставка работ Никиты Макарова в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

"Песнь о России". Выставочный проект Юлии Колактионовой

О музейном деле в Югре

Как столичные жители ходят в музеи: социологи изучили музейную аудиторию Москвы и Подмосковья

Выставка «В масонских ложах: ритуал и символика» в Сахалинском областном художественном музее

Проект «Трогательная история в Дарвиновском музее». Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси

Афон. Скит «Новая Фиваида» в фотографиях Станислава Чабуткина

Балтийское море в объективе и на холсте

Благотворительный фонд Потанина представляет цикл публичных лекций "Школа музейного лидерства"

Роб Вудкокс. Природные связи

В Кунсткамере открылась выставка «Таймырское кочевье. Культура. Искусство. Мастерство»

Александр III Миротворец


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru