Год 2007 юбилейный для Российской Академии художеств. И, хотя, указ об ее учреждении был подписан Елизаветой Петровной только 17 ноября 1757 года, Русский музей уже сегодня начинает отмечать 250-летний юбилей Академии "трех знатнейших художеств".
Академические залы Русского музея неизменно пользуются популярностью у посетителей музея. В эти дни к знакомым жемчужинам постоянной экспозиции таким, как "Последний день Помпеи" Карла Брюллова и "Девятый вал" Ивана Айвазовского, добавились менее известные, но не менее совершенные произведения академических питомцев.
На выставке представлен золотой век Академии - со дня ее основания до середины XIX столетия. Однако влияние "прогрессивной" критики, поддерживавшей реалистическое движение в русском искусстве, а затем и советской истории искусств на умы публики было таково, что и эта экспозиция по выражению одного из организаторов выставки несет "идею реабилитации академического искусства".
Первый зал выставки - галерея портретов ректоров и президентов академии, - которая обычно украшает стены конференц-зала Академии. Особого внимания заслуживает портрет архитектора Кокоринова кисти одного из любимых живописцев Екатерины II Дмитрия Левицкого. На портрете зодчий с гордостью представляет зрителям созданный в содружестве с французским зодчим Жан-Баттист Валлен-Деламотом проект здания Академии. Говорят, что даже смерть не смогла разлучить архитектора с его знаменитым творением, и дух Александра Филипповича по сей день не покинул ее стен. Так, что Академия художеств может похвастаться не только выдающимися успехами своих выпускников, но и собственным привидением.
Основа основ академического стиля - рисунок. Бессчетные часы, складывающиеся в годы и десятилетия обучения (а по уставу 1764 года действовавшего до середины XIX века будущие художники проводили в ее стенах 15 лет), проводили юные академисты в натурных классах. Лучшие штудии учеников можно рассмотреть в следующем зале экспозиции.
В прошлые столетия более других жанров и художниками, и заказчиками, и зрителями ценился исторический. Подготовка исторических живописцев для Академии была задачей первостепенной. Первый русский исторический живописец Антон Лосенко был одним из первых ее выпускников. Не менее интересно творчество его коллег Ивана Угрюмова, Андрея Иванова (отца Александра Иванова), Алексея Егорова, чьи произведения также можно видеть здесь. Историческая живопись XVIII века, надо сказать, одна из интереснейших страниц истории русского искусства. В век Просвещения, когда Россия воспринимает стиль и ценности жизни западной культуры, художники все чаще обращаются к сюжетам из национальной истории. Русские художники не стали исключением. И сегодня необычайно любопытно, нам привыкшим к образам древних князей и богатырей Васнецова, смотреть на знакомых героев, одетых в античные костюмы и действующих среди живописных ландшафтов южных областей Европы.
Правда, своей всемирной славой Академия обязана уже следующим поколениям мастеров. Блистательному Карлу Брюллову и Ивану Айвазовскому. Который был и остается самым коммерчески успешным художником в истории русского искусства. Чтобы понять, насколько популярен был мастер достаточно сказать, что его полотна, посвященные русско-турецким войнам, висели, как во дворцах русских императоров, так и в резиденциях правителей Османской империи.
Отношение к произведениям мастеров академистов различно. Можно долго спорить как об отдельных работах и мастерах, так и об идеалах академического искусства. Одно, несомненно, и на протяжении столетий существования русской художественной критики в этом мнении сошлись все историки и исследователи - без Академии русская художественная школа никогда не смогла бы занять достойное место в европейском искусстве.
(с) Музеи России