10 апреля в 18:00 в Галерее Искусств Зураба Церетели в рамках Московского Международного фестиваля "Мода и стиль в фотографии 2007" открылась выставка Владимира Фридкеса "Избранное".
Что бы ни думали главные редактора глянцевых журналов, между фэшн-фотографией и современным искусством, пользующимся фотографией в качестве художественного средства, - настоящая пропасть. Слишком уж разные у них цели и задачи. Фэшн-фотография - явление сугубо коммерческое. Contemporary art гораздо шире смотрит на мир.
И тем не менее в каждую эпоху есть фотографы, стремящиеся эту пропасть преодолеть. Ярчайшие образцы этого стремления нам сохранили 1930-е гг., время расцвета сюрреализма и смелых арт-директоров Vogue и Harper's Bazaar - главных кузниц мировой фэшн-фотографии. Одежда, манекены, манекенщицы мелькают в страшно экспериментальных кадрах Ман Рэя, Ханса Бэлмера, Хорста П. Хорста. И сегодня уже не важно, что тогда было модно: заслуга этих художников в том и состоит, что им удалось преодолеть рамки фэшн-специализации и вывести фотографию на новый уровень.
Спустя десятилетия работы Хельмута Ньютона заставили арт-критиков спорить, чего в них больше - моды или искусства, денег или идей? А арт-директорам модных журналов деликатно уворачиваться от его слишком провокативных фотосессий. Но судя по тому, что выражение "снимать как Ньютон" теперь является бесспорным комплиментом, искусство в его творчестве оказалось сильнее способности подстраиваться под нужды глянца.
Появление изданий, публикующих фэшн-фотографию, совпало у нас с появлением галерей, продвигающих современное искусство. Фэшн и contemporary art оказались в поле взаимного видения и притяжения. Владимир Фридкес - из тех фотографов, которому удалось принадлежать обоим художественным контекстам, не изменяя при этом себе самому.
Этому фотографу, как и моде, близок элемент игры. Вот его модная серия "Верх совершенства": торсы моделей "установлены" на витринах на манер манекенов - оммаж сюрреализму и рекламным плакатам 1950-1960-х гг. Или "Метель", снятая для российского Harper's Bazaar: в нарочито опереточной манере модели разыгрывают мизансцены чеховских "Трех сестер" - в моде тогда было ретро.
Владимир Фридкес не стесняется показать себя прилежным учеником Хельмута Ньютона: "жесткая" черно-белая сессия для журнала AD "Огонь моих кресел" - в этих кадрах легко различить иронию, игру.
Наконец, вершина признания мастерства в глянцевой индустрии - фото на обложку: Фридкесу первому из русских фотографов доверили снять обложку Vogue ("Земля Санникова").
Параллельно с признанием в фэшн-фотографии к Владимиру Фридкесу пришла и слава современного художника: он стал четвертой буквой, соответственно - F, в известной арт-миру аббревиатуре AES (за ней скрываются трое русских художников - Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский). С их стороны - идеи проектов, а с его - виртуознейшее их воплощение, благодаря которому весь мир и знаком с творчеством группы AES+F. "Исламский проект", "Лесной царь", Action Half Life - эти проекты объехали полмира, тем самым лишний раз доказав, что если пропасть между фэшн-фотографией и соntemporary art и преодолима, то коротать время в ожидании признания художнику лучше на той стороне, где искусство.
Игорь Гребельников