В знаменитом нью-йоркском музее Метрополитен открылась новая выставка, получившая название "Венеция и исламский мир". Экспозиция является попыткой исследовать имеющие более чем тысячелетнюю историю взаимоотношений между Венецианской республикой и исламским миром. В центре внимания организаторов выставки в первую очередь, естественно, оказались художественные и культурные идеи, родившиеся на Ближнем Востоке, а позднее поглощенные и переработанные в Венеции - городе столетиями, притягивавшим коммерсантов, политиков и авантюристов со всего света на берега Средиземного моря.
Главная тема выставки - причины, по которым венецианские картины, рисунки, книги, и особенно произведения декоративно-прикладного искусства так часто несут на себе следы влияния восточного искусства. Эти произведения венецианских мастеров, прибывшие на выставку из музеев Европы и Америки, представлены бок о бок с образцами исламского искусства, что дает возможность немедленно их сравнить. Центральными экспонатами выставки также стали произведения восточного искусства, которые на протяжении столетий украшали венецианские художественные собрания, что помогает лучше понять характер культурного взаимодействия Венеции с Египтом, Турцией и Ираном.
Столь сильное увлечение Венеции Востоком было основано на постоянных контактах с исламским миром, что обеспечивало постоянный обмен технологическими, художественными и философскими идеями. Карты, которые можно видеть среди экспонатов, дают возможность почувствовать пространственную близость Венеции, Дамаска, Александрии, Каира, Стамбула. А дневники и рисунки венецианцев, совершивших путешествия в мусульманские страны восточного Средиземноморья или жившие там, дают возможность узнать, как они оценивали традиции и обычаи исламского мира.
Как это ни странно, первые предметы, изготовленные ремесленниками-мусульманами, попавшие в Венецию еще в эпоху раннего Средневековья были предназначены для ее многочисленных храмов и церквей. Наравне со стеклом и хрусталем, тканями, коврами и творениями восточных ювелиров ценились научные приборы, инструменты трактаты (так как знания ученых мусульман намного превосходили знания их коллег христиан).
Сердце выставки - произведения мастеров XV и XVI столетий, времени, когда интерес венецианцев к исламскому миру был особенно силен. В ту эпоху восточную архитектуру и костюмы в изобилии можно видеть на иллюстрациях к рукописям, гравюрах, рисунках, картинах и в произведениях скульпторов. Особенно часто восточные мотивы стали встречаться в произведениях венецианских мастеров после того, как в составе дипломатической миссии двор султана Мехмета II посетил художник Джентиле Беллини.
Посетив выставку можно увидеть, что не только европейцы заимствовали и использовали достижения восточной культуры. Обмен был взаимным. Мастера мусульманских стран в свою очередь изучали художественные приемы венецианцев.
Во второй половине XVI столетия, когда особенной популярностью среди венецианцев пользовалось восточное оружие, отношения между Венецией и мусульманским миром становились все более сложным. Хотя торговля между ними шла как никогда активно. Однако Венеция все чаще ощущала со стороны исламского мира военную угрозу, что тут же проявилось в искусстве.
История взаимоотношения цивилизаций вот уже около двух десятилетий остается одной из самых популярных тем научных исследований и музейных проектов. В свою очередь рассказ о связях, существовавших между миром Востока и Венецией, является одной из интереснейших ее страниц.
(с) Музеи России
Сайт музея Метрополитен (Нью-Йорк): http://www.metmuseum.org/