НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Соц-арт. Политическое искусство в России" - выставка в Париже

c 21 октября 2007 по 15 января 2008
Россия. Эдуард Гороховский. Черный квадрат с красной каемкой. 1998
Россия. Александр Косолапов. Аврора. 1973
Россия. Леонид Соков. Летящий или парящий медведь с крыльями Летатлина. 2006
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, которое поддержало выставку "Соц-арт. Политическое искусство в России" в марте, теперь против ее показа во Франции. Мы решили напомнить о том, как выставка проходила в марте в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Третьяковская галерея представляет масштабный выставочный проект "Соц-арт" в рамках программы 2 Московской биеннале современного искусства (раздел "Спецпроекты"). Он состоит из двух выставок: "Политическое искусство в России" и "Политическое искусство в Китае".

Впервые московской публике предложена ретроспектива культового направления отечественного неофициального искусства последней десятилетий XX века. Параллельно экспонируется широкая панорама самобытного и популярного на Западе, но мало известного в России политического искусства Китая. Проект "Соц-арт", вслед за проектами "Сообщники", "Русский поп-арт" продолжает программу крупных аналитических выставок, демонстрирующих некогда маргинальные, а теперь общепризнанные направления искусства прошлого века.

Соединение в одном выставочном пространстве двух вариантов стиля - российского, ставшего родоначальником направления, сформулировавшего основные характеристики понятия "соц-арт", и современного динамично развивающегося китайского "political art" - проявляет специфику каждого из них, обостряет восприятие их национального, политического, географического своеобразия.

"Политическое искусство в России" представляет соц-арт в хронологическом развитии - от московского проекта В.Комара и А.Меламида 1972 года - до работ последних лет А.Виноградова и В.Дубосарского.

Соц-арт возник в неофициальном искусстве СССР как реакция и пародия на доминирующий официозный стиль "социалистический реализм". Термин "соц-арт" был придуман по аналогии со словом "поп-арт" творческим дуэтом В.Комара и А.Меламида в 1972 году. Так ими был назван проект из нескольких ироничных картин для очередной квартирной выставки. По мнению художников, советским гражданам не было знакомо изобилие предметов потребления (с которыми работал американский поп-арт), однако они были пресыщены социалистической идеологией и агитационной пропагандой. В своих работах художники анализировали визуальную идеологию тоталитарного государства. В отличие от представителей поп-арта, они работали не только с изобразительными, но и словесными клише, с социальными и поведенческими моделями. Их произведения воплощались как в форме традиционной станковой картины или объекта, так и манифестов и перформансов. Когда вокруг художников образовалась группа единомышленников, понятие "соц-арт" стало названием их общего творческого метода. Аналогичные приемы работы использовали и другие существовавшие в Москве группировки советского андеграунда. В дальнейшем в качестве фирменного продукта московской школы неофициального искусства соц-арт был воспринят и интерпретирован поколением 1980-х. Также он распространился по всей художественной сцене времен Перестройки. Соц-арт стал стилем эпохи.

Основным принципом соц-арта стала критика и осмеяние ценностей, культов и верований, которые навязываются человеку политической, экономической и духовной властью, неприятие всякой догматики. Восприняв идеологию поп-арта, соц-арт, тем не менее, откликается не на реальность как таковую, а на ее отображение изобразительным языком. Поэтому соц-арт пародирует, например, не лица и поступки советских вождей, а их интерпретацию языком "соцреализма", агитационной пропаганды.

Метод соц-арта основан на автокарикатуре и самопародии. Работы намеренно несут налет "плохих" некачественных объектов искусства, лишенных пластической, колористической и композиционной цельности и привлекательности, они нередко переходят в китч. Прием "ухудшения" произведения призван подчеркнуть отличительную особенность стиля - "персонажность". Художник выступает в произведениях не от своего имени, а от лица некоего "лирического героя", в маске которого он появляется и на перформансах. Собирательный образ персонажа соц-арта можно выразить понятием "Плут", озорной обманщик и шарлатан, человек с двойным дном, использующий в своей деятельности стратегию игры, симуляции, борющегося с властью не силой, но хитростью.

Кураторы проекта построили экспозицию выставки "Политическое искусство в России", исходя из основных типологических характеристик стиля. Она состоит из семи разделов: "Персонаж "Плут" (пародийный акционизм, художник как исследователь и менеджер культуры); "Личные модели советской культуры" (в роли "жэковского художника", в роли "мосховского художника", апофеоз имперского стиля); "Абсурдные объекты идеологии" (иллюстрации идеологических блоков, конфликт изобразительного языка и сюжета изображения); "Диалогичная форма" (манипулятивные объекты: диалог автора со зрителем, ритуальные жесты, диалог как принцип деконструкции); "После победы. Ретроспективный соц-арт" (фантазии на темы языков тоталитарной культуры, рассказы в стиле плакатов "гражданской обороны", эклектика знаков и смыслов); "Соц-арт как национальный декор" (китч-арт); "Новые формы политического искусства".

На выставке "Политическое искусство в России" представлены произведения художников: Ю.Аввакумова, Н.Алексеева, В.Бахчаняна, Г.Брускина, А.Виноградова и В.Дубосарского, Д.Врубеля, группы "Гнездо", Э.Гороховского, С. Гундлаха, В.Захарова, К. Звездочетова, И.Кабакова, А.Каллимы, Е.Ковылиной, Н.Козлова, В. Комара и А.Меламида, М.Константиновой, И.Кориной, А.Косолапова, В.Кошлякова, Л.Ламма, Р.Лебедева, Д.Мачулиной, В.Мироненко, С.Мироненко, Б.Михайлова, И.Мухина, Т.Новикова, Б.Орлова, А.Осмоловского, Г.Острецова, Группы ПГ, П.Пепперштейна Д.Пригова, группы "Радек", группы "Синие носы", группы "Синий суп", Л.Сокова, О.Солдатовой, В.Сысоева, А.Тер-Оганьяна, А.Филиппова, Д.Цветкова, А.Шнурова.

В состав экспозиции вошло около 300 произведений из собрания Третьяковской галереи, частных собраний Владимира Антоничука, Антонио Пикколли, Владимира Семенихина, Александра Смузикова, галерей "Риджина", "XL", "Галереи Марата Гельмана", а также из мастерских художников.

К выставке подготовлен специальный выпуск газеты "Соц-арт. Политическое искусство в России. Политическое искусство в Китае" на 36 полосах тиражом 3 000 экземпляров, содержащий статьи кураторов выставок, известных критиков, иллюстративный ряд.

Дополнительно см. http://museum.ru/N30299

www.museum.ru/N30240
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 08.04.2020  x    ?  


Кирилло-Белозерский музей-заповедник вместил легендарный военно-санитарный поезд

Третьяковская галерея/Новости и план онлайн мероприятий на очередную неделю

Онлайн-лекция Музея русского импрессионизма "Музы Юрия Анненкова: от аристократии до богемы"

Третьяковка от первого лица/Директор

Онлайн-выставка «Вирусу – бой! Победа близко!»

Новая неделя #НаединесПушкинским

#ВостокДома: онлайн-трансляции Музея Востока. Неделя искусства Ирана

Выставка «Неизвестный Берлин. Май 1945 года» в Еврейском музее и центре толерантности

Кирилло-Белозерский музей-заповедник открывает новые формы работы

Фонтанный Дом онлайн: диалоги с сотрудниками, мастер-классы для детей и мини-экскурсия по закрытому музею

Лекторий в Доме Поклевских – с доставкой на дом!

Онлайн-программы Центра фотографии имени братьев Люмьер: 3D-тур по выставкам, лекции, статьи о Родченко

Online-лекция Елизаветы Лихачёвой «Франческо Борромини»

Апрель в Пушкинском. Онлайн-экскурсии для людей с аутизмом и флешмоб #ПушкинскийДляВсех

Музей истории ГУЛАГа: виртуальные выставки, читка рассказов, прямые эфиры и др.

«Оставайтесь на связи» - онлайн-выставка и программа мероприятий в Галерее "Нагорная"

Марафон по истории искусства в «Академии Пушкинского»

Онлайн-трансляции Государственного исторического музея

Свердловский областной краеведческий музей: 10 идей для длинных выходных в онлайне

Стать частью истории ВДНХ теперь можно онлайн

Манеж (С.-Петербург) на связи!

Программа онлайн-трансляций Русского музея


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru