С каждым годом фототехника совершенствуется. Становится проще и доступнее. Сегодня каждый желающий желающий с помощью фотокамеры может запечатлеть себя, своих друзей, свой дом, улицу и прочее согласно своим способностям и фантазии. Каждую секунду фотожурналисты снимают хронику современного мира. Но рядом с повседневной, бытовой, стремящейся сохранить мгновения нашей жизни фотографией существует фотоискусство. Оно отрицает роль фотографии, как беспристрастного наблюдателя, способного лишь сохранить свои впечатления и передать их другим.
Так работает американский фотохудожник Дебора Турбевилль, чьи работы можно видеть на новой выставке Государственного центра фотографии. Увидеть себя глазами другого, возможно, не всегда приятно, но всегда интересно. Поэтому проект, получивший название "Дебора Турбевилль. Русские годы. 1995-2005" будет интересен не только знатокам и поклонникам фотоискусства.
И пусть зрителя не вводит в заблуждение, прочитанное в пресс-релизе: "признанный мастер модной фотографии", чьи работы "регулярно появляются в журналах Vogue, Mirabella, Zoom, Harper's Bazaar, Mademoiselle, "среди клиентов которого - Nike, Oscar de la Renta, Ralph Lauren, Ungaro, Valentino, Vera Wang". В фотографиях Деборы Турбевилль нет и следа того глянца, гламура на которые, как может показаться, намекают эти слова.
Россия для Деборы Турбевилль - это балет. Балет времени Дягилева. И подчиняясь воле художника, Юлия Махалина и Фарух Рузиматов преображаются в звезд "Парижских сезонов" Анну Павлову и Вацлава Нижинского. Цветным аккордом в черно-белой симфонии петербургского портрета звучат изображения учениц и классов Вагановского училища. Именно цвет предопределяет их восприятие. Уже не Петербург, а Париж возникает перед зрителями. Юные ученицы петербургской балетной школы вдруг превращаются в танцовщиц Эдгара Дега.
Россия - это Петербург. Даже не реальный город, а его литературный двойник, выстроенный Достоевским и поэтами-символистами.
Черно-белый. Вечно сумеречный. То ли разрушающийся, то ли строящийся город. Тоскующий о потерянном и неведомом. Иногда кажется, что объектив камеры смог поймать момент странного разрыва в ткани времени и пространства и фотограф смог запечатлеть призраки, образы прошлого или иной, параллельной реальности. Другие фотографии выглядят так, будто выскользнули из старого дневника или альбома. Даже можно рассмотреть морщины и царапины, нанесенные на глянцевую поверхность старых фотокарточек временем.
Здесь каждая горожанка может оказаться незнакомкой Блока. Здесь звезда криминальных сериалов Анастасия Мельникова становится квинтэссенцией женщины Серебряного века или, возможно, обращается в тень одной из его богинь, что равнодушными глазами печального и насмешливого сфинкса смотрит на мир из темноты вуали. Здесь в разоренных залах дворцов возникают странные юноши с пылающими глазами. Петербург-Петроград Революции и Серебряного века, Петербург Апокалипсиса. Образ, любимый несколькими поколениями русских художников, поэтов, писателей вдруг оказывается и Петербургом, Россией Деборы Турбевилль.
(с) Музеи России
О выставке: http://www.museum.ru/N29921