Остроумный, сатирический, разоблачающий и чрезвычайно талантливый Уильям Хогарт остается одним из наиболее привлекательных и инновационных художников с XVIII столетия. Выставка, открывшаяся в лондонской галерее Тейт, вероятно, наиболее всесторонний показ произведений мастера в истории.
Выставка демонстрирует, что Хогарт был не просто блестящим сатириком, о чем свидетельствует каждый аспект его многоликого творчества. Его замечательные картины, среди которых и изящные жанровые сцены, и изображения непристойных картин из жизни публичного дома. Его пульсирующие жизнью рисунки и эскизы. Многочисленные гравюры, включая "Переулок Джина" и "Улицу Пива" (1751), как автор которых он наиболее известен сегодня. А светские портреты Хогарта легко выдерживают конкуренцию с аналогичными произведениями Гейнсборо или Рейнольдса, но работы Хогарта отличаются большим разнообразием и динамизмом.
Творчество Хогарта - крестовый поход. Целью, которого являлось утверждение картин из современной городской жизни, в том числе самых низменных ее явлений, как сюжетов достойных высокого искусства.
Подход Хогарта к этим сюжетам был сложным. И журналистским, его произведения неизменно были связаны с актуальными событиями и процессами в обществе, и, одновременно, он постоянно отсылает зрителей к "высоким" сюжетам. Одним из симптомов этого является частое появление в живописных полотнах Хогарта других картин, чаще всего на исторические или мифологические темы. Так художник управлял сюжетом, расшифровывал сложную программу символов, намеков и жестов, используемых в его нравоучительных историях. Впоследствии, работы Хогарта были оценены как самые интеллектуальные и мастерски исполненные образцы жанровой живописи.
Изобретательности и богатой фантазии Хогарта сопутствовали замечательные деловые качества. Он сам занимался рекламой, гравировкой и продажей гравюр со своих картин. Таким образом, Хогарт приобрел независимость как художник и был избавлен от незавидного положения поденщика при издателе. Известно, что, когда успех "Карьеры шлюхи" выразился в многочисленных пиратских версиях, распространяемых недобросовестными продавцами гравюр, Хогарт лоббировал в парламенте закон о юридическом контроле над воспроизводством работ художников. В результате появился "Акт авторского права граверов" (известный как "Акт Хогарта"), который был утвержден 25 июня 1735 года.
Никакие иные произведения других художников не представляют ту эпоху британской истории так ярко, как работы Хогарта. Выставка - исследование творчества художника, который поразительно современен в характере сопоставления предметов и тем: жизнь города, взаимоотношения полов, манеры, социальная интеграция, преступления, коррупция, милосердие и патриотизм - которые продолжают занимать нас и сегодня. Выставка доказывает, что Хогарт был фактически первым истинно современным британским художником, и показывает важность его работ для английского искусства. Поэтому на экспозиции также представлены работы современных мастеров, которых вдохновлял и вдохновляет Хогарт.
(с) Музеи России
Галерея Тейт: http://www.tate.org.uk