27 фераля в 17.00 в Государственном Литературном музее откроется выставка "Горе от ума".
Выставка "Горе от ума" является этапом в серии больших выставочных проектов с условным названием "Русская хрестоматия". Базовая идея исключительно проста: русская художественная литература в названиях произведений осветила все самые главные аспекты человеческого бытия: "Война и мир", "Отцы и дети" (выставка с этим названием проходила в Литературном музее летом 2001 года), "Преступление и наказание" и т. д. Да, за прошедшие 150 лет из остросовременных и модных эти темы стали вечными, вернувшись в поле зрения актуальных художников в качестве основных кодов работы современного социума.
Проект "Горе от ума" - это философская и художественная переработка суперизвестной темы произведения Грибоедова в духе острого социокультурного анализа современности, проводимого актуальными российскими художниками. Причастность большинства участников выставки к московской школе концептуализма гарантирует высокую степень осмысленности очередной творческой встречи русской литературы и изобразительного искусства. Вера Погодина
Проект "Горе от ума" среди других выставок серии "Русская хрестоматия" наиболее сложен и одновременно желанен. Ведь декларируемая идея сочетать Слово и Образ, Картину и Книгу, Букву и Линию является программной установкой концептуализма, занятого прежде всего приключениями языка. А участие концептуалистов в проекте "Горе от ума" весьма представительно. Само латинское слово conceptus переводится как "мысль". Отказавшись от пластической презентации, художники-созерцатели умственных конструкций определяют территорию искусства нарративными практиками.
Тема "Горе от ума" - самая великая печаль адептов концептуализма. Чаще всего их подстерегают две опасности: либо рафинированный интеллектуальный комментарий не способен найти адекватную инсценировку, формулу зрительной презентации, либо война, объявленная трюизмам речи и языковой пошлости, оборачивается капитуляцией новых "чацких" перед этой же самой косной стихией, неразличимостью образа иронического комментатора внутри выпущенной им лавины языкового мусора и культурных клише.
К тому же, подобно Чацкому, концептуалист обречен быть изгоем: выбранное им амплуа гордого насмешника не позволяет радоваться миру искренне и открыто, обязывает носить маску с вечной иронической ухмылкой. И мест, где оскорбленному есть чувству уголок, вечные скептики искусства сами себя лишили.
Кстати, применительно к московскому концептуализму тема "Горе от ума" оправданна вдвойне. Борис Гройс еще в далеком 1979-м отметил романтические коннотации отечественного концептуального дискурса. Как и Чацкий, наши герои иронизируют в тоске по утраченным или поруганным невежественным социумом культурным и даже религиозным идеалам. И это глубокое романтическое пространство российских концептуальных практик оправдывает соединение в одной выставке столь разных творцов, как Гор Чахал и Вадим Захаров, Павел Пепперштейн и Андрей Монастырский, Дмитрий Александрович Пригов и Сергей Волков… Сергей Хачатуров
Художники: Никита Алексеев, Юрий Альберт, Сергей Ануфриев, Сергей Волков, Елена Елагина, Вадим Захаров, Константин Звездочетов, Мария Константинова, Игорь Макаревич, Борис Матросов, Сергей Мироненко, Андрей Монастырский, Аркадий Насонов, Викентий Нилин, Антон Ольшванг, Павел Пепперштейн, Дмитрий Пригов и группа "ПМП", Лариcа Резун-Звездочетова, Виктор Скерсис, Антон Смирнский, Витас Стасюнас, Борис Стучебрюков, Мария Сумнина, Андрей Филиппов, Гор Чахал, Мария Чернышова, Мария Чуйкова, группа "4-я высота".
Куратор: Вера Погодина
Организатор: VP Studio