С 3 февраля 2007 года в Историческом архитектурно-художественном музее г. Кронштадта действует выставка "Оставленные на часах".
Предлагаемые вашему вниманию работы посвящены фортам Финского залива.
Запечатлевая на фотопленку бывшие морские крепости возле Кронштадта в начале XXI века, автор увидел их в контексте всей трагичной истории их существования. Создававшиеся в начале титаническим трудом бессчетного количества людей XVIII столетия, частично разрушенные наводнением 1824 года, форты строились и перестраивались вплоть до Второй Мировой войны, фактически все время выполняя при этом свою оборонительную роль. Благодаря их продуманному расположению и Кронштадт, и Петербург ни разу не подверглись прямой атаке со стороны моря ни в одну из войн.
После Второй Мировой войны оборонительная доктрина Советского Союза изменилась, в результате чего стратегическое значение фортов утратилось. Во времена Н.С.Хрущева форты начали закрывать, а их вооружение утилизировать.
После того, как Кронштадт перестал быть закрытым городом, доступной для посещения любому желающему стала и большая часть оборонительных укреплений залива, но в отличии от Кронштадта, здесь эта рассекреченность и уход военных ощущается как покинутость.
На любом из фортов остро чувствуется особенность его предназначения и молчаливая верность этому предназначению, что и попытался передать в фотографии Б.Бертёнов. Армия разошлась по домам, а оставленные ею форты, как часовые по-прежнему глядят своими бойницами в ту сторону, откуда приходил враг.
По-своему понял представленные фотографии петербургский поэт Владислав Трофимов. Для его восприятия отправным моментом стала ассоциация со средневековой японской рыцарской культурой, что выразилось в создании В.Трофимовым цикла стихотворений, напоминающих по форме японские хокку. Некоторые из этих стихов и помещены рядом с фотографиями.
Так же на суд зрителя будет представлен фильм "Фототанки" созданный усилиями трех человек - фотографа и художника Берка Бертёнова, поэта и философа Влада Трофимова, режиссера и культуролога Антона Кальгаева.