Вот уже в течение нескольких лет в Ярославле работает видеолекторий "Путешествие в страну Культуры", который стал совместным проектом Музея истории города и Ярославского Рериховского общества. Слова "Страна Культуры" в названии лектория взяты из статьи "Обществу славянской культуры", автором которой является известный русский художник, философ, ученый и путешественник Николай Константинович Рерих. Концепция лектория воплощает в себе мысли Н.К.Рериха о необходимости сотрудничества различных сил общества на ниве Культуры.
Первое в 2007-м году занятие лектория провела известный в городе специалист по иконописи, научный сотрудник Ярославского Художественного музея Горшкова Виктория Викторовна. Она пригласила участников лектория в Митрополичьи палаты, где располагается великолепная экспозиция древнерусского искусства.
Первый экспонат коллекции икон, который был представлен посетителям видеолектория - это икона 13 века "Спас Вседержитель", принадлежащая ярославским князьям. Она имеет особую ценность, т.к. является одним из 25-ти сохранившихся в России памятников домонгольской иконописи. Предполагается, что эта икона была написана в Ярославле. Изображение Спасителя несет идею вочеловеченной мудрости, гуманизма и красоты. Проникновенный Образ иконы поражает своей лиричностью и тонким душевным настроем. Именно такие Образы будут вдохновлять Андрея Рублева несколькими столетиями позднее - в 15-м веке.
Затем В.В.Горшкова познакомила посетителей с уникальными иконами 17 века, на которых сохранилось изображение Ярославля.
Одна из них - "Богоматерь Толгская с клеймами "Сказания об иконе Толгской Богоматери"" (1655 г.). Кроме того, что эта икона является замечательным произведением искусства, она интересна и с точки зрения истории Ярославля. В одном из клейм иконы есть изображение Ярославского деревянного Кремля и пятиглавого Успенского собора, которые до настоящего времени не сохранились. Через несколько лет после создания иконы, В 1658 году в Ярославле случился страшный пожар, полностью уничтоживший и Кремль, и собор. Икона сохранила изображение планировки старинного деревянного города. Примечательно, что после пожара Ярославль не затих, наоборот, здесь начался такой строительный подъем, какого в последующие полвека не видел ни один город Руси.
Другая интересная икона, связанная с изображением Ярославля, - "Сергий Радонежский", которая была написана в начале 17 века и посвящена житию "Игумена земли русской". Икона необычна тем, что во второй половине 17 века к ней была добавлена живописная наделка "Сказание о Мамаевом побоище". На ней изображены русские города и села, пославшие своих воинов на помощь Дмитрию Донскому: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, и, конечно, Ярославль. Прямо над изображением нашего города Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на Куликовскую битву.
Третья икона, очень почитаемая в Ярославле, - "Казанская Богоматерь". Это один из ранних списков знаменитой Казанской иконы, которая сыграла в судьбе Ярославля особую роль. Икона окружена большой живописной рамой, в клеймах которой воспроизведена история появления этой святыни, обретения ее ярославцами и помощи в событиях Смутного времени.
В 1612 г. народное ополчение Минина и Пожарского пришло в Ярославль и стояло здесь четыре месяца, пока шла подготовка освободительного похода на Москву. В это время здесь был создан общероссийский правительственный орган "Совет всея земли", и Ярославль стал фактически столицей Русского государства. Память об этих событиях, отраженных в иконе, дорога каждому жителю Ярославля.
Посетители лектория "Путешествие в страну Культуры" с большим интересом познакомились с прекрасной коллекцией икон в Митрополичьих палатах, их содержанием и историей. Уходили из музея с чувством гордости за свой город, который вдохновенными трудами мастеров иконописи смог создать такую утонченную духовную культуру и сохранить ее для потомков.