Что может ожидать музейного посетителя на выставке «Очарованье милой старины…», посвященной творчеству Василия Андреевича Тропинина и его современников? Конечно же, картины знаменитого живописца и художников его времени, может быть, мебельные гарнитуры прошлой эпохи, домашняя утварь или предметы быта того времени. Одним словом, всё то, что составляет экспозицию.
Однако гости Радищевского музея, пришедшие в новогодние праздники посмотреть новую выставку, попадали в… девятнадцатый век! Поднимаясь по лестнице, они могли встретить нарядных дам в старинных платьях с кринолинами, изящно обмахивающихся веерами и непринужденно обсуждавших, куда же могла подеваться коробочка с мушками для маскарада. Конечно, музей – настоящий хранитель времени, но все же очень неожиданно выглядят ожившие образы прошлого в нашем двадцать первом столетии. Новый год – это всегда ожидание чуда и сказки. И вот Радищевский музей в этом году подарил своим юным посетителям чудесный подарок – путешествие на настоящий детский дворянский бал в традиции позапрошлого века. Но поездка на бал – это не просто развлечение, ведь на балу нужно уметь показать себя с самой привлекательной стороны. Поэтому, прежде чем отправиться в бальную залу, гости тщательно готовятся к празднику. Хозяйка бала рассказывает им о манере поведения, соответствующей бальному этикету. А чтобы по-настоящему ощутить себя в атмосфере девятнадцатого столетия, необходимо совершить прогулку по выставочным залам музея.
Нетрадиционная театрализованная экскурсия по выставке «Очарованье милой старины…» Василий Тропинин и художники его времени» помогает гостям узнать традиции того времени – стиль жизни дворянского сословия, домашний уклад, убранство дома, традиционные занятия для дам и кавалеров, моду девятнадцатого века… Тщательно продуманная экспозиция создает полную иллюзию того, что один из выставочных залов – это уютная гостиная, в которой хозяйка бала традиционно встречает своих гостей. Кажется, что домашняя обстановка, изображенная на портретах Тропинина, плавно перенеслась в залы музея – и модные штофные обои, и богато украшенный стол-бюро, и приветливо раскрытый ломберный столик… Портретные образы в подобной атмосфере тут же оживают, и в ходе театрализованного действа создается впечатление, что посетители музея действительно приходят с визитом к персонажам с портретов Василия Тропинина и его современников. Да и сами портреты – не строго официальные, не отдаленно обезличенные, а добродушные и домашние – радушно и приветливо встречают своих гостей. В процессе подготовки к балу приглашенные узнают о капризах парижской моды, учатся отличать блонды от гипюровых кружев, узнают, что такое несессер и почему кавалеры всегда заворачивали свои табакерки в батистовые платочки. Увлекшись изучением тонких премудростей дамских и мужских туалетов, гости пристально рассматривают, каким способом завязан шейный платок у гравера Уткина на одном из портретов Тропинина, размышляют, действительно ли носил корсет князь Голицын, размышляют, готова ли к балу Любовь Маковская, одетая на картине Тропинина в темное платье… Но что это?... Внезапно раздаются звуки скрипки и фортепиано – это сигнал к началу бала. И, выстроившись парами, чувствуя себя настоящими дамами и кавалерами эпохи романтизма, все торжественно следуют в главную бальную залу, где с воодушевлением учатся танцевать первый и самый важный танец бала – полонез. В исполнении музыкантов из Саратовского регионального общественного благотворительного фонда «Духовная забота» звучат величественные аккорды полонеза, и бальные пары проходят несколько кругов танца по зале, чинно беседуя и знакомясь друг с другом. Во время бала гостям предстоит узнать ещё немало нового и интересного – как праздновали Новый Год и Рождество в девятнадцатом веке, как украшали елку и из чего изготовляли игрушки, почему были так популярны маскарады. Дамы и кавалеры учатся выражать свои тайные чувства и настроения при помощи веера и мушек, танцуют веселую польку, играют в старинные бальные игры, где можно проявить свое остроумие или творческие способности. Ещё один приятный сюрприз – появление традиционной для бал-маскарада Феи с волшебными подарками. Кульминацией праздника становится танец-игра — котильон.
Но вот бал закончен… Однако гости не спешат прощаться с гостеприимными хозяйками бала — они очарованы «милой стариной» музейных экспонатов в прямом смысле этого слова. Некоторые их них возвращаются в выставочные залы, и теперь уже совсем по-другому смотрят на них помещики Протасьевы, купчиха Киселева, гравер Уткин, художник Егоров, князь Голицын и другие герои портретов В.А.Тропинина и его современников. И дальний временной промежуток, разделяющий нас с романтическим девятнадцатым веком, постепенно исчезает.
Хочется верить, что все дети, посетившие Новогодний бал в Радищевском музее, надолго запомнят этот день, и ниточка памяти, связывающая нас с прошлым, не прерываясь, протянется ещё на одно поколение вперед…
Савенкова Марина, сотрудник образовательного отдела Радищевского музея