С 12 января по 12 февраля 2007 года Музей Истории Фотографии представляет выставку "ОПЫТЫ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ". Химиографии Александра Китаева. Вернисаж состоится 12 января в 18.00.
"В один прекрасный момент я осознал, что фотография поглотила во мне всё остальное, что в состав моей крови, помимо красных и белых кровяных частиц, входят и светочувствительные галогениды серебра и без их постоянного очувствления я не жизнеспособен, что фотография стала моим образом жизни, способом восприятия и общения.
В начале 90-х, делая снимки традиционным двухступенчатым (негатив-позитив) способом, я ощутил себя "белкой в колесе" - все, что делал, выглядело прикладным, никак не заменяющим "картину". Картину, заключающую чисто эстетическое, визуальное, световое приключение/происшествие. В общем, хотелось вырваться из пут утилитарного ремесла и фотографии "на злобу дня".
А кроме того, это была, конечно, попытка уйти от политических и социальных проблем времени. Проблем, ставших в ту пору в России основным содержанием визуальных искусств. Собственно, в этом смысле я ставил перед собой те же самые задачи, которые несколько раньше, (а узнал я об этом значительно позже), решала плеяда талантливых фотографов-художников, объединенных в послевоенной Германии программой "Субъективная фотография", сформулированной Отто Штайнертом.
Так я сделал свои первые фотограммы*. Но уйти от предмета не удавалось, а мне хотелось совсем "отвязаться" и делать изображения без опоры на объект, на его навязчивый контур. Я принялся создавать изображения, поливая листы светочувствительных материалов проявителем.
Химиография или более прозаично фотоки - увлекательное занятие! Этот загул длился довольно долго и отодвинул фотограмму года на полтора, до той поры, пока мне, не умеющему рисовать, вновь понадобился объект. Понадобился для того, чтобы через него попытаться проникнуть внутрь структур, определяющих его единство и схожесть с микро- и макро- устройством мира. Т.е. моим героем должен был стать субъект.
Итак, если следовать фактам биографии, cначала появился цикл фотограмм "Тара INCOGNITA" (1989-1990) в котором, исследуя пластические, светотеневые, композиционные и т.п. возможности стеклотары, я приноравливался и присматривался к объектам. Затем, и довольно надолго - фотоки. Потом, возврат к фотограммам на новом витке: "объект, как повод". Здесь циклы "Забытый зодиак" (1994-1995), "Эро-тень" и "Игра в бутылочку" (1994). Позже - еще несколько возвращений в фотограмму, каждый раз с решением новых, по большей части пластических, задач. Эти вещи влились в циклы "Игра с пространством" (1994-2003), "Вальс" (2003), "Путешествия света" (2000-2004)". А. Китаев
*Фотограмма - фотография, сделанная без помощи фотокамеры.