НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Эдуард Мане. Edouard Manet. Певец парижской жизни

24 июля 2007
Эдуард Мане. Олимпия, 1863. Лувр
Эдуард Мане. Балкон, 1869. Лувр
Эдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана, 1867. Городская художественная галерея, Манхейм
Эдуард Мане. Клод Моне в лодке, 1874. Новая Пинакотека, Мюнхен
Эдуард Мане. Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882. Институт Курто, Лондон
Прижизненную славу художнику обеспечили разгромные статьи критиков с завидной регулярностью появлявшиеся в периодических изданиях. Сегодня с творчества Эдуарда Мане (1832 - 1883) принято начинать рассказ о рождении современного искусства. И в первую очередь с его именем связывают появление импрессионизма. Хотя кровного родства между творчеством последнего и течением, которое возглавил Клод Моне, нет. Мане принадлежит честь быть, если можно так выразиться, духовным отцом импрессионизма. Его творчество предопределило саму возможность его появления. Позднее Мане и вовсе некоторое время работал в манере, свойственной молодым коллегам. Так под влиянием Моне он создает свою первую картину на пленэре.

Художественное образование Мане получил в мастерской Кутюра. Художника чтившего законы и каноны неоклассицизма и отдававшего предпочтение сюжетам из античной жизни (ныне наибольшей известностью пользуется его картина, посвященная римлянам времен упадка империи). Поэтому не удивительно, что вскоре учитель отрекся от ученика принципиально не желавшего следовать пути академизма. Однако, в отличие от Моне, Мане чтил старых мастеров. В первую очередь испанцев и венецианцев.

И первые работы демонстрируют романтическую влюбленность в Испанию ("Лола из Валенсии" 1862, Лувр, "Гитареро" 1860, Музей Метрополитен).

По собственному выражению Мане он "жил своим временем и изображал то, что видел перед собой". Первое изображение сцены из парижской жизни появляется из-под его кисти в 1861 году - это было "Музыка в Тюильри" (Национальная галерея, Лондон). Однако парижской публике она почему-то не понравилась.

Правда, при виде представленных два года спустя "Завтрака на траве" и "Олимпии", ныне украшающих собрание Лувра, достопочтенная публика и вовсе хваталась за зонтики и несвежие овощи, направляясь в атаку на эти странные (на ее взгляд) произведения. Что же так взволновало и возмутило добропорядочных буржуа? Женская обнаженная натура. Вернее тот факт, что ее появление не оправдывается сюжетом. Художник посмел изобразить обнаженной современную женщину (на обеих картинах запечатлена Викторина Меран, бывшая постоянной натурщицей Мане) и даже не пытался скрыть сей возмутительный, подрывающий нравственные устои факт. Если бы он избрал предметом изображения образ Венеры, Артемиды, нимфы или Данаи реакция была бы иной. А так между героями картин и зрителями исчезал привычный музейный барьер.

Вопреки общественному мнению художник продолжил работать в выбранной однажды манере. Мгновения из повседневной жизни появляются на его холстах "Балкон" (1868-1869, Лувр) и, например, "Завтрак в мастерской" (1868, Баварское государственное художественное собрание). Здесь он в своей стихии, в любом самом простом и обыденном действии он умел находить обаяние и поэзию. А вот исторические полотна ему не удавались. О чем свидетельствует попытка написать расстрел императора Максимилиана (1867, Городская художественная галерея, Мангейм) - события произошедшее в Мексике, результат внешней политики Наполеона III. Зато Ренуар мог сказать: "единственная казнь, которую я допускаю, это казнь Максимилиана в картине Мане. Красота черных пятен оправдывает грубость сюжета".

Лучшие "импрессионистические" полотна Мане, как Моне с котором критики его порой путали, пишет в Аржантее. Среди шедевров кисти Мане того времени, в том числе портрет Клода Моне ("Клод Моне в лодке" 1874, Новая Пинакотека; Мюнхен).

В поздних работах художник возвращается к стилю "доимпрессионистического" периода. Вновь мелькают в живописном калейдоскопе сцены из парижской жизни. К ним относится и последняя его работа - "Бар в Фоли-Бержер" (1881-1882, Институт Курто, Лондон), где чудесным образом вульгарная повседневность преображается живописью в поэтический мир грез.

(с) Музеи России

Сайт Музея д' Орсэ: http://www.musee-orsay.fr

Сайт Лувра: www.louvre.fr Перевод официального сайта музея: http://louvre.historic.ru

Сайт Лондонской Национальной галереи http://www.nationalgallery.org.uk/

Другие материалы о французском искусстве второй половины XIX века Интернет Портала "Музеи России":

Музей д' Орсэ. Musee d'Orsay. Как импрессионизм покорил весь мир: http://www.museum.ru/N26105

Импрессионизм. Impressionnisme. Художники с Бульвара Капуцинок: http://www.museum.ru/N27955

Клод Моне. Claude Monet. Рафаэль воды: http://www.museum.ru/N27952

www.museum.ru/N29537
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 24.06.2019  x    ?  


Большая автомобильная выставка-фестиваль «Автокультура в Архангельском»

30-й юбилейный фестиваль «Праздник Дома» ждет своих гостей

«Ассоциации-2019». Занавес

Эхо "Марсельезы": французский след в российской истории

Арт-превращения в Михайловском саду

К 90-летию Московского Планетария выпустили книгу

Выставка «Блеск стали. Художественное оружие XVIII–XX вв.» в музейном центре «Палаты», г. Владимир

Музей В.А. Тропинина представляет искусство акварельного портрета

Юбилейная выставка живописи Бориса Семёнова «Творческий путь»

Н.И. Новиков и русское просвещение

Выставка "Библия Пискатора" в Третьяковской галерее

Конференция «Россия – Восток: искусство, философия, культура»

Геннадий Бодров. Простой мотив

Выставка «От Чеховской комнаты до Литературного музея…»

Международная конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей»

Выставка «Искусство Марки» в Музее-усадьбы «Архангельское»

Около 500 уникальных открыток отправили по всему миру посетители Московского Планетария

Выставка «Это всё натюрморт...» в музейном центре «Палаты»

Наум Клейман представит новое издание мемуаров Сергея Эйзенштейна в музее Анны Ахматовой

Возрожденная коллекция усадьбы Степановское-Волосово

Выставка Гильдии мастеров декоративно-прикладного искусства в Петрозаводске

В Доме на Зубовском бульваре открылась выставка «Литература ХХ века. Шедевры…»

Элио Чиол. От неореализма к Аквилее

Выставка «Жар-птица. Второе издание» по поэме Генриха Сапгира

«Дафнис и Хлоя». Николай Гумилев и Анна Горенко

Выставка «Караванный путь марийцев: от Волги до Урала» в Саратовском областном музее краеведения

Вера Петрова «Кут (Душа)»

Выставка "Восточные мотивы в европейском искусстве" в Музее истории религии

"Ахматовские чтения" в Главном здании Российской национальной библиотеки

Выставка «Классики хорватской фотографии» в Мультимедиа Арт Музее, Москва


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru