В Государственном музее К.А. Федина работает выставка живописи Владимира Мошникова "Звуки далеких Небес. Живописные размышления по поводу первых трех глав Книги Бытия".
Владимир Александрович Мошников (род. в 1951 г.) - художник напряженных духовных исканий. Продолжая лучшие традиции русского символизма конца XIX - начала XX века, он утверждает искусство как духовный путь, видя в этом смысл всей своей жизни - как художника, так и человека.
Опираясь на достижения саратовской школы живописного символизма (В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, П. Уткина, К. Петрова-Водкина), Мошников ищет синтез формы и содержания в самой пластике живописных образов, воспринимая идею как "либретто" своих интуитивных прозрений. Как и у первых русских символистов, цветовой спектр работ Мошникова сильно сдвинут в сторону синего - символа далеких Небес - от светлых оттенков до темного индиго, цвета ночного звездного неба.
На первый взгляд может показаться, что художник полностью отказывается от предметности материального мира во имя высшей духовной реальности. Но при внимательном прочтении картин Владимира Мошникова открывается тайна преображения - двойного преображения натуры. Первое преображение - отказ от академических способов изображения действительности, второе - создание особого внутреннего мира, построенного по законам гармонии и красоты.
Поиски Высшей реальности художник начал с бесстрашного исследования самого себя, проникновения в глубины собственного внутреннего мира. Бог трансцендентный и Бог имманентный на полотнах Владимира Мошникова стремятся к соединению и "требуют преображения натуры" внутри самого человека.
Новая серия работ, представленная на выставке "Звуки далеких Небес", посвящена осмыслению божественного состояния "Рая" до грехопадения человека и после него.
"Я был очень рад, когда вновь и не при помощи разума, а как- то изнутри, интуитивно все сплелось у меня в один единый и взаимосвязанный поток. Его объединила собой тема "Потерянного Рая" Мильтона. И это позволило направить движение неуловимых, кажущихся хаотическими, сменяющих друг друга образов в одно большое и достойное приложения человеческих сил русло", - признается художник.
Работы 2005-06 гг. написаны по мотивам 3-х первых глав Книги Бытия - от сотворения мира до изгнания из Рая. "Все, что рождалось в итоге, кажется мне сейчас вариацией на тему одного главного мотива: мотива изгнания, или предчувствия изгнания и тоски, и печали по этому поводу. Это можно назвать своеобразным плачем о потерянном Рае".
Круг - символ божественной целостности и единства человека с Богом. Квадрат - символ отпадения человека от Бога в мир земной реальности. В философско-эстетической системе Владимира Мошникова, круг (замкнутая кривая, единство начала и конца) как антитеза прямой линии (идущей ниоткуда и уходящей в никуда) является гарантом индивидуального и всечеловеческого спасения, возвращения к Высшему Источнику.