НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Уистлер и Россия" в Третьяковской галерее

8 декабря 2006Москва
Д.Уистлер. Девушка с цветущей вишней. 1872–1878
Д.Уистлер. Аранжировка в черном № 2: Портрет миссис Луизы Хут. 1872–1874
Д.Уистлер. Гармония в сером и зеленом: мисс Сисeли Александер. 1872–1873
Д.Уистлер. Аранжировка в сером и черном № 2: портрет Томаса Карлайля. 1872–1873
Д.Уистлер. Освежающий бриз. 1882–1883
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея, Британский Совет в рамках программы "Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею" представляют выставку УИСТЛЕР И РОССИЯ. Выставка открыта с 8 декабря 2006 по 15 февраля 2007. О выставке см. http://www.museum.ru/N29331

На выставке представлены живопись, графика, фотографии, архивные материалы из более чем 20 музеев и частных собраний. Это работы Уистлера из Великобритании (Галерея Тейт, Британский музей, Художественный институт Курто, Лондон; Художественная галерея Хантериан и Библиотека университета Глазго, Художественное собрание Городского Совета Глазго; собрание лорда Коудрея и другие), а также США (Национальная галерея, Галерея Филипс, Вашингтон; Музей Метрополитен, Публичная библиотека, Нью-Йорк; Филадейфийский музей искусства и другие). Демонстрируются несколько малоизвестных живописных этюдов Уистлера, некогда приобретенных С.И.Щукиным, а ныне хранящихся в Эрмитаже и ГМИИ им.А.С.Пушкина; впервые - гравюры "Французской серии", также из ГМИИ им.А.С.Пушкина. Произведения из Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и региональных художественных музеев составляют русскую часть выставки.

Джеймс Эббот МакНилл Уистлер родился в Лоуэлле (штат Массачусетс, США), жил в Париже и Лондоне, путешествовал. В отрочестве Уистлер провел шесть лет в Санкт-Петербурге, куда его отец, военный инженер, был приглашен Николаем I для строительства знаменитой железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Пребывание в России (1843-1848) подарило юному Джеймсу Уистлеру первые художественные опыты и яркие зрительные впечатления. В России родилось его желание стать художником.

Окончательное решение профессионально заниматься изобразительным искусством Уистлер принял вскоре после отчисления из военно-инженерной Академии в Вест-Пойнте (США).

Мастер прокладывал собственный путь через реализм, зачатки импрессионизма ранних 60-х к интуитивному варианту символизма 90-х. Он обрел свою тему и индивидуальный художественный язык, основанный на музыкальности линейных ритмов и тональных созвучий, гармонии цвета. Сюжет перестал иметь большое значение для произведений Уистлера. Название работ он облекал в форму музыкального или отвлеченного понятия. В пейзажах художник достигал впечатления зыбкой подвижности, "дыхания" атмосферы. Характерной чертой его портретов стала лаконичная обобщенность композиции. С конца 60-х в качестве подписи работ Уистлер ставил характерную монограмму, бабочку, как символ собственного образа - художника, исповедующего "чистое искусство", "искусство для искусства".

Художественная деятельность Уистлера с такой полнотой впервые показывается отечественной публике, поэтому значительная часть его произведений выделена в самостоятельную часть экспозиции.

К периоду расцвета относится один из главных шедевров выставки "Гармония в сером и зеленом: мисс Сисeли Александер" (1872-1873, Галерея Тейт, Лондон). За созданием этого образа стоит титанический труд - художнику потребовалось 70 сеансов с моделью, чтобы добиться решения поставленной задачи. Такие работы, как представленная на выставке "Аранжировка в сером и черном, №2. Портрет Томаса Карлайла" (1872-1873, Художественное собрание Городского Совета Глазго), исследователи называют переводом Веласкеса на язык XIX века и одновременно предвосхищением геометрической абстракции века XX.

В разделе экспозиции "Семья Уистлеров в России" демонстрируются виды Петербурга и его окрестностей, где бывала семья Уистлера, а также мемориальные экспонаты. Здесь представлены и произведения, аналогичные тем, которые оказали на юношу эмоциональное воздействие - пейзажи М.Воробьева, марины И.Айвазовского, работы художников, экспонировавшиеся на академической выставке 1846 года, которую он посещал.

Искусство Уистлера оказало влияние на русских мастеров рубежа XIX-XX веков. С.Дягилев привозил его работы на выставки в Петербург. Наибольшее увлечение Уистлером переживали члены объединения "Мир искусства", работы которых (А.Бенуа, К.Сомова и др.) включены в раздел экспозиции "Уистлер и русские художники". В этом же разделе можно увидеть полотна И.Репина, входившего в состав жюри Всемирной выставки в Париже 1900 года, подтвердившей международное признание Уистлера. Высшие награды, Гран-при, были вручены В.Серову, К.Коровину и Уистлеру.

Небольшой раздел выставки "Притяжение Востока" отражает восприятие восточного искусства художниками рубежа веков (В.Борисов-Мусатов, А.Рябушкин и др.). У Уистлера увлечение Востоком приобрело завершенность эстетической концепции и получило рафинированное выражение.

Часть экспозиции, посвященная графике, демонстрирует офорты ранней "Французской серии" Уистлера, в которой чувствуется "дыхание Рембрандта", изображения Венеции, полные воздуха и пространства, благородно выразительные виды Темзы, живые жанровые наброски и элегантные декоративные работы. Экспонируется большое число графических произведений единственной русской ученицы Уистлера - А.Остроумовой-Лебедевой.

Шоумен, полемист и литератор, яркая, эксцентричная фигура художественной жизни, реформатор искусства оформления книги, интерьеров и выставочного дизайна - таким был Уистлер.

Автор идеи и куратор проекта со стороны Третьяковской галереи - кандидат искусствоведения Г.Андреева. Куратор с британской стороны - профессор М.МакДональд, руководитель проекта по изучению офортов Уистлера, университет Глазго (Шотландия).

К выставке издан альбом-каталог на русском и английском языках.

Проект осуществлен при поддержке Благотворительной организации Алишера Усманова "Искусство и спорт".

БРИТАНСКИЙ СОВЕТ В РОССИИ

Британский Совет представляет новейшие тенденции и веяния британской культуры, меняя стереотипы и устаревшие представления о Великобритании. Проекты Британского Совета в области искусства - это лучшие образцы современной британской музыки, театра, танца, дизайна, изобразительного искусства, киноискусства и литературы. Британский Совет организует семинары, мастер классы, фестивали и выставки, которые объединяют российских и британских специалистов для обмена опытом. Мы стремимся к тесному сотрудничеству с российскими партнёрами и содействуем обмену опытом между Россией и Великобританией. Узнайте о нас больше на сайте www.britishcouncil.ru

www.museum.ru/N29178
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru