НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Исчезающая реальность" в Мраморном дворце

16 ноября 2006Санкт-Петербург
Т.Назаренко. Долгая память. 1988-1992
16 ноября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка "Татьяна Назаренко. Исчезающая реальность". На выставке представлено около 60 произведений Татьяны Назаренко из ее мастерской, а также картины из собраний ГРМ, ГТГ, Московского музея современного искусства, ОАО "Арбат Престиж", Государственного мемориального музея А.В. Суворова (Санкт-Петербург).

Татьяна Назаренко является одним из наиболее ярких и значительных представителей искусства России рубежа ХХ - XXI веков. В ее творчестве нашли воплощение самые важные тенденции развития искусства 1970-х гг., в дальнейшем вдохновившие мастера на поиск новых выразительных средств, продолжающийся и по сей день.

Татьяна Назаренко родилась в Москве и с 1962 по 1968 гг. училась в МГХИ им. В.И. Сурикова. С 1966 года начала участвовать в выставках, а в 1969 году стала членом Союза художников СССР. Сейчас она является членом президиума Российской Академии художеств, руководит мастерской станковой живописи в художественном институте им. В.И. Сурикова. Татьяна Назаренко - Заслуженный художник России (2002). Она заявила о себе как о сложившемся и самостоятельном живописце в самом начале 1970-х годов, представив на молодежной выставке работу исторического жанра "Казнь народовольцев" (1972), отмеченную премией Московского комсомола.

Уже в первых своих полотнах Назаренко вступает в противоречие со многими традициями и принципами "сурового стиля", господствовавшего в искусстве конца 1950-х - начала 60-х годов. Одним из главных отличий нового искусства является широта интересов и художественных пристрастий "семидесятников", их стремление восстановить утраченные связи с мировой культурой.

Однако вместе с тенденцией открытости в стране по-прежнему существовала мощная система государственной опеки. В области культуры и идеологии власть, отказавшись от репрессивных мер и расправ, обратилась к более цивилизованным способам борьбы с инакомыслием. Время "наружного рабства и внутреннего раскрепощения" проявилось в творчестве Назаренко идеей камуфляжа. Художница стала ориентироваться на "своего", понимающего зрителя, включенного в процесс обновления страны. Она стремилась любыми способами донести до зрителя "константы бытия", противопоставляя реально протекающей жизни статику вневременного. Эта тенденция спровоцировала обращение художницы к истории и в ее творчестве обозначилась новая ось координат - память.

Историческая тема является ведущей в творчестве Татьяны Назаренко. Полотна Назаренко этого жанра в первую очередь роднит единство в выборе сюжетов, вневременных и трагических. Пользуясь открывшейся в 1970-е годы перспективой запечатлеть собственное видение исторических событий, художница обращается к мотивам мученичества ("Казнь народовольцев", "Партизаны пришли" (1975), "Декабристы. Восстание Черниговского полка" (1978), "Пугачев" (1980). Как утверждала сама Назаренко, в этих полотнах отражены ее размышления о "трагедии личности в жестких условиях выбора пути, об осознании человеком долга, об ответственности перед своей совестью". Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что эти картины представляют собой завершенный цикл работ.

Для искусства Назаренко, особенно раннего периода, характерно тщательное вглядывание, углубленное исследование современников. Она пишет ряд работ с "говорящими" названиями "Мои современники" (1973), "Гости в общежитии" (1975), в которых создает портрет поколения 1970-х.

В 1980-е годы Назаренко продолжает работать над образом современника. Она создает ряд холстов, где главной темой становится тема одиночества. Создает полотна, не связанные, казалось бы, с историческим сюжетом, но объединенные единой трактовкой времени. В этих картинах живут люди, зачастую представляющие саму историю, являющиеся ее частью. Тема связи времен становится излюбленной темой художницы и через образы своих героев она стремится ощутить и себя в историческом потоке.

С самого начала 1990-х годов художница ведет постоянный эксперимент. Бытовой жанр обретает в ее творчестве не только иное истолкование, но и оказывается представленным новыми художественными формами. Публицистическая активность художницы ярко проявляется в таких работах, как серия литографий "Люди-звери" (1995), инсталляция "Переход" (1996), "Московский стол" (1998), проект "Памятники Татьяны Назаренко" (1999).

Невозможность самоидентификации, ощущаемая сегодня каждым из нас, требует нового взгляда на прошлое. Культивируя музейные ценности, художница стремится сохранить свою идентичность, прослеживая связь истока с современностью (полиптих "Вне времени" (2001).

Тема "исторической памяти" пронизывает все творчество Назаренко: от больших, почти монументальных композиций ("Казнь народовольцев"), через лубочную многоречивость "Восстания Черниговского полка" и публицистическую манеру "Пугачева" к социально-бичующим работам середины 1990-х годов и, наконец, к остросовременным картинам последнего пятилетия. Опираясь на традиции мировой культуры, обращаясь к наследию Пьеро делла Франческа, Карпаччо, Яна ван Эйка, Брейгеля, Назаренко отражает внутреннее состояние человека сегодняшнего дня.

www.museum.ru/N28912
Ваше мнение »»

»»Мраморный дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Проезд:Ст. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 312-9196
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 08.10.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru