НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Александр Слюсарев. 1980-е годы" в Галерее "ФотоСоюз"

c 16 ноября по 2 декабря 2006Москва
Работа Александра Слюсарева
Работа Александра Слюсарева
Союз фотохудожников России представляет выставку "Александр Слюсарев. 1980-е годы" в галерее "ФотоСоюз". Открытие - 15 ноября в 18.00. Выставка работает с 16 ноября по 2 декабря 2006 г.

"На снимках московского фотографа Александра Слюсарева зритель видит мир наиобыденнейших предметов, неприметных, тысячи раз виденных: посуда на подоконнике, кофейник на столе, угол дома с оборванным концом проволоки, отражающееся в лужице небо. В чем же тайна привлекательности этих снимков? Конечно, привлекательно техническое совершенство - нюансы и контрасты черного и белого, прорисовка нежнейших фактур, контраст линейной остроты и фактурной мягкости. Однако едва ли этим исчерпывается их загадочная значительность.

Ключ к смысловой сути этих снимков лежит, как мне кажется, в особенностях фотографической передачи времени, которое у Слюсарева дано в очень сложной и редкой форме единства монументального и моментального. Предметные ситуации, ракурсы здесь часто столь же моментальны, сколь и само время экспозиции - это всего лишь миг в потоке времени. Но композиции, построенные на уравновешенном сочетании горизонталей и вертикалей - монументальны как нечто вечное и неизменное. Контраст этих временных форм придает самым заурядным фрагментам нашего предметного мира значительность, к которой мы не привыкли. Да, мы видели все это тысячи раз, но никогда не видели этого так, никогда не видели в этом монументальность вечности, значимость эпоса. А ведь - это наш мир, мир, сопровождающий нас в ежедневной драме бытия, мир, который и нас видит в ракурсах, далеких от канонических. Этот предметный мир неожиданно интимен, демократичен, прост и фундаментален одновременно: без него нет подлинности нашей жизни, нет ее действительной непрерывности.

Фотографическое время вообще парадоксально сочетает далекие временные события. Снимок делается мгновенно, но рассматривать его можно бесконечно долго, отыскивая все новые и новые подробности, ускользнувшие от беглого взгляда. Старик смотрит на свое же собственное изображение, на котором запечатлена улыбка беззубого младенца. Прошлое на снимках несется рядом с настоящим и даже обгоняет его. История получает зримый образ. Когда снимки имеют ясный событийный сюжет - они становятся иллюстрацией и свидетельством. Когда такого ясно осознанного сюжета, события нет - они становятся свидетельством независимой судьбы предметного мира, той "второй природы" человека, которая живет, существует рядом с нами и имеет свою собственную жизнь как раз потому, что мы не склонны придавать ей особое значение. Эта жизнь предметного мира выступает как самостоятельная отчасти потому, что не включена, в отличие от обычных репортажных снимков, в какой-нибудь процесс деятельности. Выпадая из деятельности, но оставаясь во времени, она обретает собственную судьбу.

Однако эта-то судьба предмета напоминает нам и о человеческой судьбе, быть может, больше, чем даже случайный портрет или семейный снимок в альбоме. Так уж устроен человек, что, попадая в кадр, он невольно или вольно привносит в него особый смысл позированием. Инстинкт позирования перед фотоаппаратом далеко не примитивен - в нем выражается потребность в идеализации, внутреннее стремление преодолеть случайность временного потока, остановить его, дать ему фиксированный смысл - позу. Вещи не позируют, их статуарность оказывается "выше" различия между жестом естественным и жестом показным, живым движением и позой. Их статуарность обнажает сосуществование и ситуативность, которые в человеческих жестах очень часто скрыты их динамикой, а в человеческом взгляде - бездонностью прочитываемого в нем вопроса. Но, глядя на вещь, захваченную врасплох в ее бытовой ситуации, фотография невольно напоминает нам и о наших жестах, и о наших взглядах, обнаруживая и общность, и различие судеб человека и предмета. В снимках Слюсарева можно видеть расширение жанра натюрморта. Вещь в них, как и в натюрморте, оказывается символическим предметом. С тою, однако, разницей, что смысл этого символа остается неясен. И это не "забытый" смысл старинных натюрмортов, и не коммерческий смысл натюрмортов рекламных, а еще не открывшийся нам смысл реального жизненного окружения.

Неясность этого смысла нетрудно объяснить. Она - прямое следствие исторической динамики и функционализма нашего времени. Создавая вещи-орудия, вещи-функции, современное общество "упускает из виду" ту сторону бытия этих вещей, которая не лежит во времени их исторического появления и функционирования. Вот эту-то сторону "видит" объектив художника. Работы Слюсарева дали возможность особенно остро почувствовать эту сторону жизни предметного мира. Однако вещи, запечатленные фотокамерой, остаются "изображениями" предметных ситуаций, так и не открывая пути к проектному преобразованию предметной среды. Как будто именно вне функционального и проектного отношения вещи обретают свою символически и человечески содержательную жизнь. В чем же секрет этого парадокса? Я думаю, что секрет в символической не-выявленности значений предметных ситуаций, которые открываются фотографии, в их своего рода "безымянности" или "немоте".

Слюсарев любит снимать отражения в воде. Символический смысл этого приема очевиден: вода как средство отражения и удвоения видимого образа мира - метафора и самой фотографии, и вообще - искусства. Сама по себе вода в кадре - случайна. Но зеркальное отражение мира в ней отражает строгую симметрию мира и сознания. Судьба предметного мира, неотделимая от судьбы создающего ее и живущего в ней человека, может отразиться в случайном: в воде, бликах и тенях, в кофейнике, спичечном коробке, каплях на оконном стекле, во всем, на что упал внимательный взгляд художника с магической камерой в руках.

Александр Раппапорт. Время и предмет. "Советское фото", № 7, 1987 г

www.museum.ru/N28881
Ваше мнение »»

»»Галерея "Фотосоюз" Союза фотохудожников России
Адрес:город Москва, ул. Покровкa, 5
Проезд:Ст. м. "Китай-город", "Чистые пруды"
Телефоны:(495) 621-57-27
сайт:www.photounion.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.02.2024  x    ?  


Выставка «Дыхание Донецка» в Музее артиллерии

Тайны соборов эпохи Ивана Грозного

Выставка фотографий "Святыни Сербской православной церкви" в Часовне-музее Спаса на Крови

Новые загадки картин Леонардо да Винчи

Выставка "Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения" в Русском музее

Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников

Выставка «Герои и прототипы» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

Четвертый сезон проекта «АРТ. Точка» в Музее Сурикова

Выставка «Они разрывают меня на части» в Государственном музее Л.Н. Толстого

Армянские мотивы в Сибири

Выставка «Театр Надежды Ламановой»

К 90-летию Михаила Жванецкого. Выставка «А юмор – это жизнь!» в галерее Artstory

Выставка к 125-летию Санкт-Петербургского политехнического университета

В бою и на параде. Шедевры защитного вооружения из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Фритьоф Нансен в фотографиях. Редкие кадры экспедиции Нансена в Арктику

Выставка «Александр Иванович Опарин. Ученый и человек»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Выставка "И близких всех душа не позабудет..."

Персональная выставка Зои Гавшинской «Мир полон звуков…»

Мандала. Выставка Юлии Федотовой во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина во Владивостоке

Salon de 4ceramics

Выставка "Не смеют крылья чёрные над Родиной летать" в Музее артиллерии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru