НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Пионеры конструктивизма: Тагиров и Коробкова в Казани и Москве

c 24 ноября по 24 декабря 2006Республика Татарстан
Пионеры конструктивизма: Тагиров и Коробкова в Казани и Москве
Пионеры конструктивизма: Тагиров и Коробкова в Казани и Москве
Пионеры конструктивизма: Тагиров и Коробкова в Казани и Москве
Пионеры конструктивизма: Тагиров и Коробкова в Казани и Москве
Пионеры конструктивизма: Тагиров и Коробкова в Казани и Москве
В ряду молодых татарских художников-графиков, сформировавшихся в 1920-е годы, самой яркой фигурой безусловно является Фаик Шакирджанович Тагиров, значение творчества которого как художника книги, художника шрифта, учёного далеко выходит за пределы Татарской Республики. Место рядом с ним по праву занимает Александра Николаевна Коробкова - замечательный рисовальщик, кардинально улучшившая облик нескольких казанских татарских журналов, соавтор ряда работ Тагирова в области книжного дизайна, позднеё шрифта, а главное - его жена, друг и единомышленник, хранитель наследия художника.

Творчество Фаика Тагирова - явление уникальное и в то же время закономерное, результат слияния индивидуальных и наследственных качеств личности, воспитанных на сознательном синтезе национальных и европейских традиций, получивших благоприятную почву для развития в послереволюционный период. Для творческой индивидуальности Тагирова оказался наиболее органичен стиль, рожденный революционной эпохой, - конструктивизм. Именно в нем смогли наиболее полно проявиться качества, генетически свойственные татарскому художнику - увлечение графикой, книгой, шрифтом.

Свободные, экспериментаторские двадцатые годы прошлого столетия позволили Тагирову создать новый, остро современный облик татарской книги, базирующийся в то же время на глубоко понятой национальной специфике. В суровые тридцатые, когда эксперименты предыдущего десятилетия оказались неугодны власти, Тагиров, не изменив своему художественному кредо, нашел адекватную форму для самовыражения, полностью перейдя в область, соединяющую искусство, науку и производство, - создание шрифтов, в полной мере реализовав в своем творчестве одну из основных установок конструктивизма на производственное искусство.

Деятельность и значение Тагирова как дизайнера книги не ограничивается только татарским искусством. Со второй половины 1920-х художник становится полноправным участником процесса создания русской советской книги. Неоднократно его работы были отмечены советской и зарубежной печатью и становились предметами оживленных дискуссий с неоднозначными оценками. Тагировым в 1920-30-е годы оформлено около 30 книг в восьми крупнейших издательствах страны, разработано несколько видов арабских шрифтов, шрифта яналиф для татарской полиграфии, им и руководимой им с 1938 лабораторией шрифта при научно-исследовательском институте полиграфической и издательской техники ОГИЗа РСФСР разработаны десятки новых шрифтов на языках народов СССР, что давало возможность Союзу уже в 1930-е избавляться от зависимости от иностранных производств. В 1950-60-е годы Тагировым были разработаны шрифты на языках уйгурском, корейском, хинди и др., всего им осуществлено более 180 научных исследований и изобретений в области шрифтологии, визуального восприятия, технологии полиграфических производственных процессов.

На выставке представлены произведения Тагирова и Коробковой из фондов ГМИИ РТ, коллекция которых начала складываться в 1979 после первой персональной выставки художников, прошедшей в музее. Большую часть экспозиции составляют работы из собрания семьи, в которой хранится обширнейший архив, включающий как документальные, так и изобразительные материалы, позволяющие проследить эволюцию художников. Учебные работы - натурщики, упражнения с цветом и формой, опыты в разных техниках гравюры дают представление о той серьёзной школе, которую прошли авторы. Работы по дизайну книг и журналов, плакаты, образцы малых полиграфических форм, станковые листы демонстрируют широкий диапазон художественных средств, которыми свободно пользовались Тагиров и Коробкова.

Улемнова Ольга

www.museum.ru/N28630
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Адрес:Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 64
Проезд:Все виды городского наземного транспорта до ост. "ул. Толстого" или "ул. Гоголя"
Телефоны:(843) 236-69-31
сайт:izo-museum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.09.2023  x    ?  


Борис Григорьев: «Первый мастер на свете»

Августейшие визиты в Крым. 1900. 1902. 1909

“Обетованные места”. Волга и Кинешма в жизни и творчестве А.Н. Островского

Право выбора. Краткая история российского народовластия

Проект «Системы мимикрии» в экспериментальном пространстве AZ/ART

Итоговая выставка XXVI Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

Павловский Кофе&Jazz

Выставка «„Нам не дано предугадать…“. К 225-летию А.С. Пушкина»

От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Пермь

Выставка Андрея Ромасюкова «Отрицание течения времени» в АРТМУЗЕ

Военно-исторический фестиваль "Москва за нами.1941 год" в Музее-заповеднике "Бородинское поле"

Объявлен конкурс перевода "Высокое искусство"

Жестокий романс, или о чём поют герои А.Н. Островского

Выставка «Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"» в Третьяковской галерее

Фестиваль «Sound Around Камчатка-2023»

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

Выставка "Шедевры А.Н. Островского" в музее А.А. Блока

Российский национальный музей музыки представил выставку «История одной дружбы» в Казани

Выставка «Преемственность в искусстве»

Свободная стихия. Пушкин и море

«Эрмитажная школа реставрации» в Екатеринбурге

Великаны и карлики прошлого и настоящего на выставке в Дарвиновском музее

Выставка живописных работ Лоры Малышевой "Флора"

НОРМКОР. Практики повседневности в современной молодежной фотографии

Персональная выставка Елены Анциферовой "Смотреть и видеть"

«Тонкий мир» художника Владимира Масалитина

IX Фестиваль подводной фотографии «Дикий подводный мир»

Выставка к 210-летию Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации

«Павильон орхидей» в Музее Востока


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru