НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Встречи Алексея Боголюбова и Императрицы Марии Фёдоровны

2 октября 2006Саратовская область
Цесаревич Александр Александрович и Датская принцесса Дагмар. Июнь 1966 год

28 сентября 2006 года состоялось торжественное перезахоронение праха императрицы Марии Федоровны, жены Александра III и матери последнего русского императора Николая II. Была выполнена последняя ее воля – быть похороненной в России в Петропавловском соборе около венценосного супруга. Тринадцать лет она была русской императрицей, а затем вдовствующей императрицей при своем сыне Николае II, принимая активное участие в жизни страны и с полным основанием называя Россию своей родиной.

Мария-Софья-Фредерика-Дагмар, в крещении Мария Федоровна родилась 26 ноября 1847 года в Копенгагене в семье будущего короля Кристиана IX и Луизы Гессенской. С малых лет она была обручена с Цесаревичем Николаем Александровичем, старшим сыном русского императора Александра II. После смерти последнего в 1865 году она в 1866 году вышла замуж за наследника Великого князя Александра Александровича.

Одной из важных сфер ее деятельности, кроме благотворительности было искусство. В «Записках моряка-художника» А. П. Боголюбова, художника, просветителя, основателя Радищевского музея в Саратове одна из глав называется «Наставник цесаревны». В ней художник рассказывает о своих занятиях с Дагмар натурной живописью. Однако знакомство и первые уроки художественного творчества состоялись раньше. Боголюбов вспоминает осень 1866 года – время приезда в Россию «датской принцессы Дагмары». «Такой погоды, - пишет он, - в октябре-месяце никто не запомнит. Две недели мёртвых штилей царили в Кронштадте и Петербурге, а потому торжество было вполне великолепное». В это же время он был ей представлен и получил возможность «говорить о художестве и её любви к искусству и древности. Принцесса Дагмар унаследовала любовь к этому от своей матушки королевы датской, которая, как я узнал впоследствии, сама писала очень усердно картины, почему и принцесса Дагмар занималась искусством со своею августейшею родительницею».

Художник характеризует Дагмар как мастера рисунка и акварели. Он с удовольствием преподавал ей живописное мастерство, но не был учителем на жаловании, ибо это давало ему «большую свободу в беседах об искусстве».

Он был убежден, что тот интерес, который испытывал к музеям, изобразительному и декоративно-прикладному искусству Александр III, было во многом заслугой его царствующей супруги.

«Отучить её от копотной и аккуратной чистоты в работе я не сумел, - вспоминает Боголюбов, - ибо это было присуще её натуре, но с удовольствием и без лести скажу, что она овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо. Цесаревич же стал сперва покупать античное серебро, стекло, фарфор и незаметно перешёл к мебели, гобеленам и картинам. Впоследствии я мало позволял себе ему указывать на то, что казалось для меня хорошим, но наблюдал только, на чём останавливался его выбор, и к радости увидел, что он и в этой отрасли так же своеобразен и самостоятелен, как во многих его серьёзных государственных делах».

А вот что пишет Алексей Боголюбов о манере письма Марии Фёдоровны: «Увлекаясь прекрасными видами, Государыня Цесаревна начала работать с натуры. Выбор её сюжетов меня всегда удивлял. Она сознавала очень хорошо, что с большим кругозором ей не справиться, а потому всегда делала уголки с ярко освещённою частью этюда в середине и тёмных по краям тонов. Всё это явно говорит о её врождённом вкусе и добром смысле».

Это не лесть придворного живописца, а объективное мнение профессионального художника. То, что она была талантлива, и дар ее получил профессиональную шлифовку, свидетельствует тот факт, что после революции, потеряв троих из пяти детей и внуков и покинув навсегда Россию, она рисовала на заказ, работая художником при знаменитой фарфоровой мануфактуре.

А.П.Боголюбов преподавал ей искусство живописи с перерывами до 1973 года, принимал участие в оформление «живых картин» в Аничковом дворце, которыми увлекалась будущая императрица.

Дружба с Цесаревичем, а позднее императором, не могла не сказаться на собрании Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, который был основан Боголюбовым и коллекция которого составило основу его фондов.

29 июня 1885 года в день открытия музея из Петергофа в Саратов пришла телеграмма от Александра III: «…радуюсь освящению Радищевского музея которому от души желаю успеха и процветания на пользу художества и искусства России. Саша».

Дары Александра III музею были оригинальны и включали культовые вещи, посуду. Раковина, расписанная на сюжет «Поклонения волхвов», резные икона и панагия из кипариса, крест – мощехранительница, подносы, кувшины, чашки, произведенные в Японии и Китае, несколько подсвечников. Большую часть коллекции составили пасхальные яйца, сделанные из различных минералов – мрамора, селенита, яшмы, кварца, азурита. Есть в коллекции Радищевского музея и рисунки самой Дагмар, будущей императрицы Марии Федоровны.

Надежда Гришина

Фото с www.rusarchive.ru

www.museum.ru/N28327
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 05.10.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Музей завершил комплексную реставрацию объекта культурного наследия

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru