28 сентября 2006 года состоялось торжественное перезахоронение праха императрицы Марии Федоровны, жены Александра III и матери последнего русского императора Николая II. Была выполнена последняя ее воля – быть похороненной в России в Петропавловском соборе около венценосного супруга. Тринадцать лет она была русской императрицей, а затем вдовствующей императрицей при своем сыне Николае II, принимая активное участие в жизни страны и с полным основанием называя Россию своей родиной.
Мария-Софья-Фредерика-Дагмар, в крещении Мария Федоровна родилась 26 ноября 1847 года в Копенгагене в семье будущего короля Кристиана IX и Луизы Гессенской. С малых лет она была обручена с Цесаревичем Николаем Александровичем, старшим сыном русского императора Александра II. После смерти последнего в 1865 году она в 1866 году вышла замуж за наследника Великого князя Александра Александровича.
Одной из важных сфер ее деятельности, кроме благотворительности было искусство. В «Записках моряка-художника» А. П. Боголюбова, художника, просветителя, основателя Радищевского музея в Саратове одна из глав называется «Наставник цесаревны». В ней художник рассказывает о своих занятиях с Дагмар натурной живописью. Однако знакомство и первые уроки художественного творчества состоялись раньше. Боголюбов вспоминает осень 1866 года – время приезда в Россию «датской принцессы Дагмары». «Такой погоды, - пишет он, - в октябре-месяце никто не запомнит. Две недели мёртвых штилей царили в Кронштадте и Петербурге, а потому торжество было вполне великолепное». В это же время он был ей представлен и получил возможность «говорить о художестве и её любви к искусству и древности. Принцесса Дагмар унаследовала любовь к этому от своей матушки королевы датской, которая, как я узнал впоследствии, сама писала очень усердно картины, почему и принцесса Дагмар занималась искусством со своею августейшею родительницею».
Художник характеризует Дагмар как мастера рисунка и акварели. Он с удовольствием преподавал ей живописное мастерство, но не был учителем на жаловании, ибо это давало ему «большую свободу в беседах об искусстве».
Он был убежден, что тот интерес, который испытывал к музеям, изобразительному и декоративно-прикладному искусству Александр III, было во многом заслугой его царствующей супруги.
«Отучить её от копотной и аккуратной чистоты в работе я не сумел, - вспоминает Боголюбов, - ибо это было присуще её натуре, но с удовольствием и без лести скажу, что она овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо. Цесаревич же стал сперва покупать античное серебро, стекло, фарфор и незаметно перешёл к мебели, гобеленам и картинам. Впоследствии я мало позволял себе ему указывать на то, что казалось для меня хорошим, но наблюдал только, на чём останавливался его выбор, и к радости увидел, что он и в этой отрасли так же своеобразен и самостоятелен, как во многих его серьёзных государственных делах».
А вот что пишет Алексей Боголюбов о манере письма Марии Фёдоровны: «Увлекаясь прекрасными видами, Государыня Цесаревна начала работать с натуры. Выбор её сюжетов меня всегда удивлял. Она сознавала очень хорошо, что с большим кругозором ей не справиться, а потому всегда делала уголки с ярко освещённою частью этюда в середине и тёмных по краям тонов. Всё это явно говорит о её врождённом вкусе и добром смысле».
Это не лесть придворного живописца, а объективное мнение профессионального художника. То, что она была талантлива, и дар ее получил профессиональную шлифовку, свидетельствует тот факт, что после революции, потеряв троих из пяти детей и внуков и покинув навсегда Россию, она рисовала на заказ, работая художником при знаменитой фарфоровой мануфактуре.
А.П.Боголюбов преподавал ей искусство живописи с перерывами до 1973 года, принимал участие в оформление «живых картин» в Аничковом дворце, которыми увлекалась будущая императрица.
Дружба с Цесаревичем, а позднее императором, не могла не сказаться на собрании Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, который был основан Боголюбовым и коллекция которого составило основу его фондов.
29 июня 1885 года в день открытия музея из Петергофа в Саратов пришла телеграмма от Александра III: «…радуюсь освящению Радищевского музея которому от души желаю успеха и процветания на пользу художества и искусства России. Саша».
Дары Александра III музею были оригинальны и включали культовые вещи, посуду. Раковина, расписанная на сюжет «Поклонения волхвов», резные икона и панагия из кипариса, крест – мощехранительница, подносы, кувшины, чашки, произведенные в Японии и Китае, несколько подсвечников. Большую часть коллекции составили пасхальные яйца, сделанные из различных минералов – мрамора, селенита, яшмы, кварца, азурита. Есть в коллекции Радищевского музея и рисунки самой Дагмар, будущей императрицы Марии Федоровны.
Надежда Гришина
Фото с www.rusarchive.ru