Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открыл выставку, которую давно ждали, выставку, посвященную 400-летию Рембрандта. Выставки выдающегося мастера, прошли во всех музеях мира. Обычно один музей не может сделать выставку Рембрандта, в коллекции может быть несколько тиражных произведений - офортов, но живописи - только единицы. В этом году все работы Рембрандта путешествуют из музея в музей, собираясь для выставок то в одной стране, то в другой. Эрмитаж провел юбилейную выставку весной, теперь часть его произведений на выставках за рубежом. И. А. Антонова предполагала несколько иной состав вещей. Почти всегда так бывает, что музей просит большое число картин, а получает только часть. Некоторые произведения невозможно получить, так как другой музей их уже выдал на выставку или страховая стоимость превышает возможности музея. Так, например, стоимость "Ночного дозора" невероятна. Очень жаль, "Ночной дозор" такое нашумевшее название, что конечно, на порядок увеличило бы музейную публику, не за счет давних поклонников старой живописи, а за счет людей, которые прежде отдавали предпочтение иному досугу.
Проведение выставки, после событий в Эрмитаже, имело массу вопросов. Одно время хотели запретить выдавать на выставки произведения музеев до полной проверки фондов. Но в данном случае Министерство культуры проявило разумную позицию, сказало, что в наличии Рембрандта в музеях не сомневается, к выставке разрешить. Понятно, произведения Рембрандта - штучный товар, 200 предметов пропасть не может.
Известны пристрастия публики к живописи светлой, оптимистичной, к лицам молодым, прекрасным и улыбающимся. Все эти качества в картинах Рембрандта не найти: произведения темные, психологическое состояние портретируемых напряженное, персоны часто пожилые. Но число почитателей таланта мастера велико.
Что привлекает зрителя? Свобода исполнения. Парадоксально. Какая свобода, когда многие произведения делались на заказ, то есть, выполнены по внешним правилам светского портрета. Нет свободы в выборе цветового решения, его произведения - практически гризайль. Но гений Рембрандта нашел свободу в тесных рамках общепринятых правил живописи. Все регламентировано, но мазок свой, лихой, живой. Он достиг своей известности благодаря тому, что люди на его произведениях не были раскрашенными манекенами, а стали живыми людьми. Дамы не были кукольно красивыми, но они обаятельны, это чувствует зритель и сегодня. Герои Рембрандта не позируют для портрета. Они задержались на минуту с какой-то мыслью, задумались о своем, и через мгновенье уже вернулись к привычному ритму жизни. Порою, мастер пропишет все детали, фактуры ткани, украшения, подробности интерьера и окружит персону говорящими атрибутами. А здесь иное, почти нет деталей, обычно два акцента: лицо и руки и этого достаточно. Чтобы говорить точно, не надо говорить много. Рембрандт создал такой яркий индивидуальный стиль, который полюбился многим: художникам и публике.
Его творчество породило целую школу Рембрандта из учеников, последователей, подражателей. Это внесло в музейную жизнь большую суматоху. До сих пор произведения кочуют от атрибуции "Рембрандт" к "Школе Рембрандта" и обратно. Это легко можно объяснить. У художника был цех-мастерская с помощниками. Ученики помогали мастеру в несложной работе, Рембрандт правил работы учеников. Такое слаженное производство родило сложности атрибуции. Определение "Школа Рембрандта" не означает, что произведение хуже. Если ученик, то не значит, что качество произведения ниже. Мы все ученики средней школы, но ее закончили и стали взрослыми людьми. Среди учеников Рембрандта много талантливых художников, тонких колористов, мастеров композиции. Так как существовала подобная цеховая солидарность, то было решено Рембрандта выставить вместе с учениками. Такова история, если бы мастер был представлен в одиночестве, то это лишь частично бы отобразило развитие художественного процесса. Кроме таланта живописца, Рембрандт еще обладал даром "заразить" других художников своей манерой, а это тоже талант.
Посетители увидят еще офорты Рембрандта и его рисунки. Если офорты мастера достаточно известны, то рисунки - всего несколько уникальных листов. С рисунками особый случай. Живопись художника предназначена для осмотра публикой, он подписывал или не подписывал произведения по желанию, офорты тоже для осмотра, почти все подписаны, даже незаконченные. Но еще не было такой традиции подписывать рисунки, их не предполагалось показывать, это подготовительный материал, предварительный этап. Их не показывали, как сейчас не показывают репетиции. В наше время традиции изменись, рисунок стал самостоятельным видом творчества. И то, что сохранилось несколько произведений мастера, то, что их можно увидеть - уникально (Н. Трегуб).
Информационному партнеру Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина - порталу "Музеи России" 10 лет http://www.museum.ru/N25402