9 сентября 2006 года в выставочных залах Шереметевского дворца открывается выставка "Александр Бенуа ди Стетто (1869-1979) Натюрморт. Живопись". Выставка возвращает отечественному зрителю художественное наследие представителя династии Бенуа-Лансере-Серебряковых, покинувшего Россию в 1922 году и долгие годы забытого на Родине.
Выставка подготовлена при участии Санкт-Петербургского общественного фонда содействия развитию культуры и искусства и Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Русско-швейцарский художник Александр Зигфрид Бурхард Леви-Бенуа ди Стетто прожил долгую и содержательную жизнь. Быть может самое печальное в его судьбе - длительное забвение на Родине. Он не оставил после себя мемуаров, сохранилось всего несколько писем, по которым нелегко восстановить факты биографии. Но его творчество может рассказать о нем многое. Портреты, пейзажи, натюрморты, цветы, удивительные звери и птицы способны поведать о любви, восторге, преклонении, грустном размышлении. Александр Бенуа ди Стетто так и не возвратился на Россию, но случилось чудо: чтобы рассказать о художнике вернулись его произведения и семейные реликвии.
На выставке представлены цветочные композиции, а также сложносочиненные композиции с атрибутами искусства. Работая в жанре натюрморта, художник находил возможность не только совершенствовать живописное мастерство, но и романтизировать повседневность, изображая мир вещей в волнующей изменчивости, растворяя изображаемое в потоке солнечных лучей или серебристой туманности воздушной среды. В натюрмортах Александр Бенуа ди Стетто демонстрирует свой дар внимательного наблюдателя, философа. Он переосмысливает традиционные формы жанра, ищет новые выразительные мотивы, композиционные и колористические возможности.
Натюрморты, на которых изображены атрибуты искусств, составляет особую группу картин. Начиная с 1940-х годов художник пишет их неоднократно, усложняя структуру, находя новое колористическое решение. В этот период он также пишет портреты, изображая себя и жену Каму на фоне стола, уставленного многими предметами: книги, глобус, скульптуры громоздятся, перекрывают друг друга, создавая сложную композицию.
Хранительницей вернувшегося на родину наследия художника стала Людмила Васильевна Чагина. В творчестве Александра Бенуа ди Стетто ее привлекло "жанровое разнообразие, цветовое богатство, выразительность картин и рисунков, психологическая глубина портретных образов", особенно ее тронула история жизни художника и его отношений с супругой Камой, женщиной способной на самопожертвование и глубочайшую преданность любимому человеку.
Организаторами выставки подготовлен иллюстрированный каталог, в который также включена статья о жизни и творчестве художника.
О выставке в Русском музее см. http://www.museum.ru/N28060