НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

В уединеньи Павловских аллей

15 мая 2007Санкт-Петербург
Чарльз Камерон. Большой Павловский дворец. 1782 - 1786
Чарльз Камерон. Храм дружбы. 1780-1782
Павловск. Большой дворец и Павильон трех граций
Большой дворец Павловска, Греческий зал
Большой дворец Павловска, покои императрицы Марии Федоровны, жены Павла I
Павловск рождался дважды. Первый раз в конце XVIII века. Второй полтора столетия спустя, в 1945 году. Черно-белые снимки в залах дворца - память о разрушениях принесенных Великой Отечественной войной. Сгоревший дворец, вырубленный парк. Только в 1957 году первые посетители вошли под своды его восстановленных залов. Но и спустя 50 лет реставрация не окончена…

Сердце Павловска - его Большой дворец. Он не возвышается, не вздымается. Он будто вырастает над зеленой долиной, где несет свои спокойные воды Славянка. Белококонным видением появляется в конце знаменитой липовой аллеи. Дворец Камерона, а, несмотря на все позднейшие перестройки, перед нами все же именно его творение. Воплощение классицизма XVIII века, позаимствовавшего легкость и изящество у рококо. Стиль следующего века будет иным. Одновременно более суровым, но и более помпезным и тяжеловесным.

Каждая, из опоясывающих Северную Венецию драгоценным ожерельем, загородных резиденций русских монархов имеет свою особенность, изюминку, влекущую туристов. Петергоф славится фонтанами. В Пушкине посетителей покоряет изысканная (капризная, экзальтированная, проще говоря, барочная) красота Екатерининского дворца. Влечет нас туда и Янтарная комната, загадка ее исчезновения. Не говоря уже о поэтическом прошлом Царского села. В Павловске нет столь эффектных достопримечательностей. Он скромен, прост настолько, насколько может быть скромной и простой императорская резиденция.

При Екатерине здесь были охотничьи угодья. Никакого дворца еще не существовало. Только два небольших коттеджа. В 1777 году по случаю рождения первого внука, будущего императора Александра I, она дарит эту территорию своему сыну цесаревичу Павлу Петровичу и его жене великой княгине Марии Федоровне. Последняя сразу энергично принялась за обустройство новых владений. Результатом ее деятельности стали два небольших дворца (если бы не статус их хозяев, то именоваться им по праву не дворцами, а домами) "Мариенталь" ("Долина Марии") и "Паульлуст" ("Утеха Павла").

Однако вскоре стало ясно, без грамотного архитектора не обойтись. Устройство загородной резиденции в те годы строительством дворца не исчерпывалось. Архитектору надлежало также обустроить или, точнее, создать парк. Но парк не только искусно посаженные деревья. Создание парка - создание пейзажа. В котором непременно появлялись павильоны и беседки. Одни были имитацией античных храмов, другие сельских домиков или средневековых крепостей, а иногда и восточных дворцов. Одни на виду, другие искусно спрятанные в рощах английского или пейзажного парка, в котором так важна иллюзия, что единственным его ландшафтным архитектором была природа. Также в XVIII столетии в качестве садового украшения вошли в моду руины. И это, не говоря о многочисленных ажурных мостиках, статуях, вазах, обелисках. В результате и парк, и Большой дворец, и многочисленные павильоны было предложено устроить новому архитектору Екатерины Чарльзу Камерону.

Очертания дворца столь просты и утонченны, как и силуэты граций, украшающих одну из последних построек Камерона во владениях Павла. Изысканные пропорции дворца, его план возвращают нас к традициям Андреа Палладио, итальянского архитектора эпохи Возрождения из Виченцы. Именно он стоит у истоков классицистического стиля в архитектуре.

Джакомо Кваренги, Виченцо Бренна, Андрей Воронихин, Тома де Томон, Карл Росси. Вот неполный список архитекторов, работавших здесь после или вместе с Камероном. В первую очередь след их остался в интерьерах. В самом дворце сегодня о его первом архитекторе напоминают лишь два зала: Итальянский и Греческий. Однако главным соавтором Камерона был не архитектор, театральный живописец. Знаменитый парк их совместное детище. 30 лет отдал ему знаменитый декоратор Пьетро Гонзаго. Он же создал его изображения, его двойника на стенах дворцовых покоев.

Павловск - мир красоты, поэзии, искусства. Недаром чаще других божеств на его тенистых, таинственных уединенных аллеях вы встретите покровителя изящных искусств бога Аполлона. В окружении муз в Старой Сильвии или в одиночестве. Парки Петергофа и Царского села прекрасны, но им не сравниться с павловским. Дело не в их величине. Хотя парковый ансамбль этот один из первых по размеру. Не в России. В мире. Его красоте, столь естественной и столь искусно созданной, самая молодая из императорских резиденций обязана славе самой романтической из них.

Среди многочисленных павильонов Павловска они самые знаменитые. Храм дружбы и Колоннада Аполлона. Оба расположены на противоположном (по отношению к дворцу) береге реки. Над созданием обоих трудился Камерон. Ротонда, чьи стены окружил хоровод белоснежных колонн и каменная колоннада, в сердце которой повторение прославленной статуи Аполлона Бельведерского. Сейчас часть беседки лежит в руинах. Романтическая версия гласит, что некогда гроза обрушила ее. Но другие источники говорят, что сделано это было человеческими руками и преднамеренно.

После смерти Марии Федоровны Павловск чуть не пришел в упадок, хотя и остался в числе владений царской фамилии. Помешал этому прогресс. В 1837 году в Павловске открыта первая в нашей стране железная дорога. Поездка сюда стала модным развлечением. Вскоре в округе появились многочисленные дачи. Позднее Павловский вокзал стал музыкальным оазисом. Посещала их самая изысканная публика. А выступали лучшие из лучших. 16 лет с павловским оркестром работал не кто иной, как король вальсов, Иоганн Штраус.

(с) Музеи России

www.museum.ru/N27726
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник "Павловск"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 452-1536, 452-1214 (отд.культурных программ)
сайт:www.pavlovskmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 14.11.2018  x    ?  


Выставка Сергея Захаренко "Цветной геометризм" в галерее "Мансарда художников"

Выставка Юрия Холдина "Вечный полдень Дионисия"

Вечер памяти святой Великой княгини Елизаветы Федоровны (1864-1918)

Выставка «Золотой век искусства России» в Калининградском историко-художественном музее

«Работа года 2018». Выставка Отделения скульптуры РАХ

Выставка «Задумчивый пейзаж Виктора Бутко» в Калининградском историко-художественном музее

Интенсивный курс по реставрации фотографии в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Выставка «Красное, желтое, белое» в Российском этнографическом музее

«Мастер-класс архитектора». Цикл лекций академика РАХ Дмитрия Швидковского

Выставка "Большая страна - Большие идеи" на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме

Cеминар "Территориальное согласие: Басманный район" в Школе наследия

Выставка «Церковь Небесная. Изображение Соборов святых в русской иконописи XVI – начала XX века»

Круглый стол: «Метаморфозы в дереве художников Инессы и Рашида Азбухановых»

Выставка-портрет в Кисловодском музее "Крепость"

Выставка об истории Балтийского казачества в Калининградском историко-художественном музее

VI научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

Выставка «Пространство времени» в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского

Французская рождественская ярмарка в Музее Москвы

Новое издание книги «Дачное Царицыно»

Первая мировая война. Флот, авиация, медицина

Лекция Аки Хоаси "Йокогамская триеннале современного искусства: поиск новых экспозиционных решений"

Мастер-классы и кураторские экскурсии по выставке «Книги старого дома: мир детства XIX - начала ХХ века»

Выставка «Пикассо & Хохлова» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Владислав Фёдоров. «Живописец»

Выставка «Приключения Незнайки, или Жизнь Николая Носова»

"В конце ноября..." - новый выставочный сезон в Арт-центре "Пушкинская-10"

Выставка Юрия Межирова "Арлекин" в галерее "Голубая Гостиная"

Анастасия Боронина. Контеплятивная живопись, графика

Метафизическая мастерская Михаила Шемякина

Стены и тени. Константин Троицкий. Живопись


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru