24 августа в Музее Набокова открывается выставка израильской художницы Эллы Бышевской "Иерусалим, которого не видел Набоков".
В 1936 году Набоков получает первое письмо от своего друга и однокашника по Тенишевскому училищу Самуила Израилевича Розова, израильтянина, в то время инженера и архитектора в Хайфе. Их переписка длится несколько десятилетий; в 1962 году Розов посетил Набокова в Швейцарии, но с ответным визитом в Палестину Набоков не поехал. В 1970х годах израильские власти официально приглашают чету Набоковых в Иерусалим. Тогдашний иерусалимский мэр Тэдди Коллек готовит для них номер в писательской резиденции Мишкенот Шаананим с видом на гору Сион и стены Старого города. Однако визит так и не состоялся.
В 1971 г. The New York Times публикует интервью с писателем, взятое в Монтрё. Журналист Исраэль Шенкер спрашивает Набокова о его возможном визите в Израиль. "А какие там бабочки? " - отвечает тот.
Набоков не увидел город Иерусалим. Эта, может быть, невеликая для него потеря любопытным образом продолжает сложившуюся в русской литературе традицию: Иерусалим фигурирует в ней скорее в качестве Иерусалима Небесного, Вечного града, не нуждающегося в мирских, топографических и бытовых нюансах.
Представить русскоязычному читателю Иерусалим земной, как он живет изо дня в день и как он сливается с Иерусалимом Небесным, показать этот город, так и не увиденный Набоковым, - задача выставки иерусалимской художницы Эллы Бышевской.
Элла Бышевская родилась и училась в Душанбе, жила в Ленинграде, с 1989 года - в Израиле. На иерусалимский период творчества художницы оказало влияние иллюстрирование библейских текстов. Осваивая религиозное пространство, Бышевская глубоко проникновенно рисует пространство реального города. Ее личный город - одновременно поэтичный и напряженный,
условный и в то же время легко узнаваемый - нисколько не похож на иерусалимские пейзажи других художников.
В творчестве Бышевской парадоксально сочетаются среднеазиатская орнаментика, европейская живописная культура и еврейская .духовность.
Путь Эллы Бышевской - поиск нового художественного языка, инструмента для выражения еврейской интеллектуальной и религиозной традиции. Художник переводит закрытый для изображения теологический текст в особое пространство художественного комментария.
По словам Бышевской, "Иерусалим иногда похож на Бухару, иногда на Петербург, но чаще всего ни на какой другой город, кроме самого себя, он не похож. Иерусалим изучен историками, рассказан писателями, только художниками до сих пор не нарисован. Иерусалим изобразить очень сложно, сначала в нем нужно долго жить, проживая вместе с ним его историю, которая должна стать "Иерусалимскими историями". И лишь затем, к такому пережитому и пересказанному Иерусалиму, можно попытаться нарисовать картинки".
На выставке представлены более 40 произведений художницы.
Работы Эллы Бышевской находятся в музеях и частных коллекциях Израиля, США, России, Германии и других стран. Ее иллюстрации сопровождают десятки книг и журналов для детей и взрослых.
Выставка продлится до 10 сентября.