Ижевско-Воткинское восстание 1918-1919 гг. стало в истории России первым и самым крупным антибольшевистским выступлением пролетариата. После разгрома восстания более 150 тысяч человек покинули свои города. Часть рабочих вернулась и, впоследствии, была репрессирована советской властью. Остальные - участвовали в Ледовом походе армии Колчака и затем эмигрировали в Харбин и в США (Сан-Франциско, Калифорния). Восстание завершило историю "прежнего" Ижевска.
После ухода нескольких десятков тысяч ижевцев и воткинцев была нарушена поколенческая связь с дореволюционным городом, его историей, людьми, событиями. Они унесли с собой десятилетиями складывающуюся культуру села Ижева - "самого большого села мира" - города-завода, традиции, идеи, нормы жизни. И в этом смысле, становление гражданской позиции, формирование гражданского общества у жителей региона невозможно без понимания логики, смысла, содержания этого восстания.
Проект предполагает разработку, а также апробацию в Гуманитарном Лицее г. Ижевска, интегрированной образовательной программы на основе изучения опыта восстания и судеб его участников. Лозунги восставших, их судьбы, позиции партий, функции власти, реконструкция исторических событий и пр. становятся темой исследований, творческих работ и проектов в школьных курсах литературы, истории, обществознания и др.
Основной площадкой коммуникации и "экраном" проекта становится стационарная экспозиция НМУР "Молюсь за тех и за других…", посвященная восстанию и событиям гражданской войны в крае. Информация о ходе проекта, итогах, открытиях, дискуссиях представляется в экспозиции музея на специальном мониторе. При музее создается постоянно действующий молодежный клуб "Политический диалог", на заседаниях которого представляются результаты исследований, творческие проекты, проводятся дискуссии, "круглые столы" с участием представителей современных партий и политических течений, политических лидеров России и Удмуртии. При содействии УОПИК устанавливаются мемориальные доски и таблички, приводятся в порядок памятники. Реконструкция хода восстания становится основой для разработки музеем городской экскурсии. По итогам проекта издается диск с материалами исследований, картами, текстами, песнями, проектами будущих памятников и прочими творческими работами учащихся. Отдельно публикуются дидактические материалы (методики и технологии) для использования в других учебных заведениях.
Таким образом, формируется модель всестороннего включения регионального исторического материала в рамки предметных общеобразовательных и инновационных курсов. Музейные ресурсы, площадки, методики становятся составной частью образовательного процесса. Материалы и методики школьной и музейной работы активно транслируются в городскую среду.