Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный Центр современного искусства при поддержке Немецкого культурного Центра им. Гете при Германском посольстве в Москве (Goethe-Institut Moskau) и Института связей с зарубежными странами IFA, Штудгарт (Institut fur Auslandsbeziehungen e.V., Stuttgart) представляют выставку EUROPE+.
Участники: Герхард Рихтер (Германия) ОБЗОР / Gerhard Richter (Germany) UBERSICHT, Борис Михайлов (Украина) СУМЕРКИ, Владимир Тарасов (Литва) АКУСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, Лев Рубинштейн (Россия) КАРТОТЕКА. Кураторы: Виталий Пацюков, Гюнтер Хазенкамп (Gunther Hasenkamp).
Пресс-конференция 7 июля 2006 в 18.00. Вернисаж 7 июля 2006 в 19.00. Выставка открыта с 8 по 30 июля 2006 года.
Выставка "Europe+" объединяет работы художников из четырех стран: Герхарда Рихтера (Германия), Бориса Михайлова (Украина), Владимира Тарасова (Литва), Льва Рубинштейна (Россия). Каждый из авторов представлен отдельным проектом.
Основой экспозиции является выставка "Обзор", представляющая творчество крупнейшего современного художника Германии Герхарда Рихтера. Организованная в рамках программы Института связей с зарубежными странами Ifa, эта выставка в нашей стране ранее была показана в Калининграде и Санкт-Петербурге. "Обзор" можно считать ретроспективой творчества Герхарда Рихтера: в 27 экспонатах, отобранных самим художником, отражены все важнейшие стадии и периоды его творчества - от выполненных по фотографиям в 1960-е годы живописных работ до абстракций 1980-90-х.
Серия "Сумерки" была снята Борисом Михайловым в 1993 году. Специально для выставки художник напечатал новые варианты 47-ми фоторабот.
Проект Владимира Тарасова "Акустические игры" состоит из двух аудиоинсталляций - "Шехина" (2003) и "Киото" (2005). Произведения впервые демонстрируются в Москве.
"Картотека" Льва Рубинштейна складывается из трех знаменитых проектов на каталожных карточках: "Всюду жизнь" (1986), "Мама мыла раму" (1987), "Другое имя" (1990).
"Проект "Europe+" посвящен диалогу культур в новой Европе. В фокусе его внимания - поиски универсальных культурных языков, где геополитика европейских стран стирает свои границы и стремится к единству культуры во всех областях социальной и художественной реальности. Сохраняя свою национальную идентичность, культура стран Евросоюза и Россия расширяет свою арттерриторию, используя разнообразные визуальные средства и пограничные жанры искусства.
Герхард Рихтер в своем проекте представляет собственный взгляд на новейшую историю в образности документа. Разрабатывая технологии фотографии и множительных систем, художник открыто демонстрирует рефлексивные возможности современной культуры, создающие определенную дистанцию между зрителем и художественным объектом. Он описывает ситуацию интеллектуального отчуждения в современном искусстве, одновременно сближая рациональное и чувственное переживание "события" в ситуации демократизации общества. Свою знаменитую композицию "Дядя Руди" (фотография офицера Вермахта из семейного архива), выполненную в живописных традициях фотореализма, он вновь возвращает в реальность фотографической техники, вводя ее в наше время и свидетельствуя об актуальности истории во всех ее фазах.
Борис Михайлов, фотохудожник из украинского Харькова и один из пионеров актуальной европейской фотографии, в своем творчестве рассматривает общность социокультурной проблематики новейшей Европы. Его проект "Сумерки" "опущенным к земле взглядом" анализирует современный мир, мир на уровне горизонта, в его "партерных" состояниях, где наглядно раскрываются процессы расслоения общества и рождения "новых бедных людей". В своей фотосерии Михайлов переживает непрерывность и абсолютную взаимосвязь социально-художественных процессов, наполняя их "восточной" отзывчивостью и традициями "оптики" Достоевского. Его композиции обретают вечереющую образность, окрашенную в цвета сумерек, свидетельствуя об особом переживании художника, его беззащитности и его "утренних" надеждах.
Работы известного литовского художника, композитора и музыканта, автора многочисленных акустических инсталляций Владимира Тарасова сообщают своеобразную визуально-акустическую интонацию всему проекту "Europe+". В своей инсталляции из 2-х отдельных проектов ("Шехина" и "Киото") Тарасов открывает новое содержание в традиционных формах коммуникации, в ритуалах и универсальных человеческих взаимоотношениях. Его технологии основаны на единстве изображения и звука, живой реальности и ее искусственных слоев, высокого интеллекта и детской непосредственности. Художник стремится выйти из локальности европейского сознания и утвердить новое равновесие в нелинейности европейской истории, в ее травмах и сдвигах. Звуки шелестящих страниц Торы рифмуются в его инсталляциях с ритмическими покачиваниями бамбука, интегрируя планетарную целостность культуры, именно тот плюс (+), в котором так нуждается современная Европа. Так же, как и Герхарда Рихтера, его интересует визуализация социальных пространств, адаптация рождающегося демократического социума к традиционным этическим положениям, где образы гуманизма сохраняют свою живую константу.
Поэт, автор мультимедийных акций и поэтических перформансов Лев Рубинштейн представляет три своих радикальных проекта из концепции "Картотеки". Каталожные карточки - словно зависшие в пространстве материализованной фразы - демонстрируют особое драматическое и вместе с тем ироническое состояние визуальности современной поэзии. Они превращаются в живых персонажей, в звучащие голоса, словно "играя в театр", где драматургия человеческих отношений обнажается до своего абсолютного предела. Визуальные пространства фраз "Картотеки" мерцают в инсталляциях между фотографической конкретностью Герхарда Рихтера и акустической образностью Владимира Тарасова. Тема естественных и простых взаимосвязей, "элементарная грамматика" и синтаксис языка, его демократичность и мягкая ирония придают "текстам" Льва Рубинштейна парадоксальный контекст, формируя интегральные художественные стратегии в проекте "Europe+". В "Картотеке" Льва Рубинштейна Европа улыбается и немного грустит, она открыта к своей новейшей истории, к ее любым изменениям, она спокойно объявляет о своих естественных желаниях, вслушиваясь в шум нашего времени".
Виталий Пацюков, куратор проекта "Europe+"