29 июня 2006 года в 14.00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева) начинает работу выставка произведений В.Э. Борисова-Мусатова из собрания Радищевского музея "Мелодии грусти старинной…". Тема выставки - усадебные мотивы в творчестве художника.
В этот же день постоянная экспозиция музея "Мастерская на Плац-параде" откроется в обновленном виде - в нее будут включены живописные работы В.Э.Борисова-Мусатова.
29 июня - день рождения Радищевского музея по традиции отмечается открытием новых выставок, проведением праздничных мероприятий. С открытием филиалов этот день превращается в настоящий марафон, когда события происходят на всех площадках и, с одной стороны, демонстрируется общее музейное пространство, а с другой - каждый филиал имеет возможность показать свою уникальность и неповторимость.
В постоянную экспозицию "Мастерская на Плац-параде" на три месяца вернётся учебный натюрморт "Череп и книга", написанный Мусатовым в 1892 году под руководством П.П.Чистякова в Академии Художеств в Петербурге. О постоянной работе с натурой, умении раскрыть красоту обыденного, присущее художнику, расскажут маленькие мусатовские шедевры, отличающиеся свежестью, простотой и живописной убедительностью - "Цветы", "В лодке", "Капуста", "Дерево".
Собрание произведений В.Э. Борисова-Мусатова Радищевского музея позволяет формировать небольшие, но цельные экспозиции, раскрывающие различные тематические страницы в жизни и творчестве художника. В прошлом году в музее-усадьбе работала выставка "Виктор Борисов-Мусатов и Общество любителей изящных искусств". В 2006 году музей В.Э. Борисова-Мусатова открывает выставку "Мелодии грусти старинной…".
Тема усадьбы от екатерининских времён до "серебряного века" - одна из ключевых в российской живописи, поэзии, музыке. "Это Россия и русский человек в его связях с течением времён, преемственностью поколений, осознанием своего места и отчего дома на земле" (В.Ольшевский) В.Э. Борисов-Мусатов в своей живописи с проникновенной, щемящей поэзией выразил ощущение закатной поры русской дворянской усадьбы.
Первые впечатления от манящего усадебного мира, этого "рая на земле", художник получил ещё в раннем детстве. Борисов-Мусатов, выходец из разночинной среды, наполнил этот мир собственными романтическими образами, создав, по его словам, "красивую эпоху", мир гармонии.
На выставке представлены работы, написанные в 1901-1902 гг. в Зубриловке, имении князей Голицыных-Прозоровских. "Беседка в Зубриловке", "Дом в Зубриловке" - этюды по замыслу связанные с картиной "Прогулка при закате" (Государственный Русский музей). "Пейзаж с домом", близкий по манере исполнения, даёт основания предположить, что он также был написан в знаменитой усадьбе.
Этюд "Тополя и облака" - один из этапов работы над "Водоемом" (Государственная Третьяковская галерея), известнейшим произведением художника. Верхушки тополей, пронзительная голубизна неба и белые облака - всё это чуть позднее будет отражено в бездонной глубине зубриловского водоёма.
Летом 1904 года В.Э. Борисов-Мусатов, его жена художница Елена Александрова и сестра Елена получили приглашение посетить подмосковную усадьбу Введенское. Итогом этой замечательной поездки стали необычные по замыслу, и тонкие по исполнению произведения, хранящиеся в разных музеях России - "Отблеск заката", "Сон божества", "Парк погружается в тень", "Дом во Введенском".
Неоконченный этюд "Танцующие фигуры" из собрания Радищевского музея даёт представление о творчестве художника этого периода, являясь вполне завершённым по лёгкости и музыкальности исполнения.
Прекрасным дополнением к живописи послужат фотоэтюды, сделанные В.Э. Борисовым-Мусатовым в усадебных поездках. Они не только реконструируют для современного зрителя атмосферу творческого процесса художника, но и являются самостоятельными произведениями мастера в жанре художественной фотографии.
Выставка "Мелодии грусти старинной…" в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова продолжит свою работу до 20 сентября 2006 года.
Элеонора Белонович, Елена Савельева