Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. к 65-й годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941г. подготовил электронную художественную выставку "Москва военная", посвященную битве под Москвой (30 сентября 1941 г. - 20 апреля 1942 г.). "Советская армия, - писал Г.К.Жуков, - впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск… В суровых, зачастую катастрофических условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта и, получив в свои руки необходимое количество технических средств, из отступающих, обороняющихся превратились в мощную наступательную силу".
Столицу защищала вся страна. Художники тоже нашли свое место в борьбе с врагом. Одни из них ушли на фронт, а другие боролись оружием своего искусства - создавали плакаты, газетные карикатуры, фронтовые листовки. Выезжая в районы боевых действий, художники рисовали портреты защитников Москвы, виды разрушенных подмосковных городов и сел. Облик столицы также нашел свое воплощение в их работах. Графика тех лет сохранила атмосферу военного времени, аккумулировала его духовное напряжение. Выставка состоит из двух разделов, где представлено пятьдесят работ художников - участников Великой Отечественной войны, бережно хранящихся в фондах музея.
В первом разделе выставки представлены плакаты и газетные карикатуры, созданные в период битвы за Москву. Открывается выставка плакатом Н.Н.Жукова и В.С.Климашина "Отстоим Москву!", очень точно передающим состояние воина, за спиной которого Москва и у которого есть лишь один выбор - остановить врага или умереть. Рядом с ним эскиз плаката художницы Е.А.Афанасьевой "Девушки! На защиту Москвы!", призывающий москвичек к обороне столицы. Тема подвига отражена в плакате Н.А.Долгорукова, посвященном воздушному тарану Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина. В плакате художников братьев Аладжаловых "Генерал Доватор" показан один из боевых эпизодов кавалерийского корпуса Льва Мироновича Доватора. Сатирические листы Б.Е.Ефимова и Н.А.Долгорукова, В.С.Иванова, и О.Буровой, объединяет тема разоблачения мифа о непобедимости гитлеровских армий.
Газетная карикатура представлена работами художников Кукрыниксов (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов и Н.А.Соколов) и Б.Е.Ефимова. В рисунках "Веселая жизнь", "Блиц-грипп" и "Зимняя мода нынешнего года" Кукрыниксы в иронической манере повествуют о метаморфозах гитлеровцев. А работа Б.Е.Ефимова "Похороны под Москвой" констатирует крах идеи молниеносной войны в результате контрнаступления советских войск в декабре 1941 года.
Завершается первый раздел выставки текстовым плакатом "Из приказа НКО т. Сталина" - документально свидетельствующим о разгроме гитлеровских армий под Москвой.
Во втором разделе выставки представлены графические работы 1941 - 1942 гг., созданные художниками-фронтовиками и выездными бригадами Студии военных художников имени М.Б.Грекова, а также работы московских художников, запечатлевших облик столицы.
К теме военной столицы художники возвращались и после войны. В линогравюрах В.С.Бибикова "Москва военная. Постройка баррикад", и "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" отразилась суровая готовность к борьбе. Эта же тема развита в акварели "На защиту Москвы встают лефортовские батальоны", созданной художником-ветераном О.А.Андреевым, и в литографиях московских художниц Т.Д.Ковригиной "Москва. 1941 год" и Л.А.Пановой "Москва военная".
Тема фронта открывается рисунком старшего сержанта, командира взвода связи П.М.Чернышева "Резервы под Дмитровом", напоминающим нам о том, что для защиты столицы с восточных границ страны были переброшены сибирские и уральские полки. Живописец Б.В.Щербаков с первых дней войны был в рядах действующей армии, участвовал в подготовке обороны Москвы - командовал взводом саперов. Воин-художник сделал на фронте сотни рисунков. На выставке представлены его фронтовые портреты старшего лейтенанта Комарова и ефрейтора Петряева - участников боев на ближних подступах к Москве. В портретных зарисовках автор добивается не только внешнего сходства, он исследует характер человека на войне, одолевшего сильного и коварного врага, что проявилось в немалой степени в боях под Москвой. К этим работам можно отнести и портрет разведчика гвардии красноармейца Хохлова И.П., выполненный грековцем Е.И.Комаровым, который по заданию командования находился весной 1942 года на Западном фронте. Свою работу на передовой Е.И.Комаров начал в отдельном мотострелковом батальоне на обороне переправы через реку Жиздру. Обстановка позволяла ограничиться только беглыми зарисовками-схемами, часть из которых представлена на нашей выставке.
Документами, повествующими о злодеяниях гитлеровцев, стали рисунки разрушенных подмосковных городов художников-фронтовиков Д.М.Тархова и В.И.Макеева. Графические работы П.П.Зубченкова не только о превращенных в пепелища селах - "Фашисты отступили", но и о поверженном противнике: "На Бородинском поле. Вражьи могилы 1812 и 1941 годов", "Они шли на Москву", "Пленные фрицы".
Художник Н.И.Обрыньба был в плену, бежал, два года провел в партизанской бригаде в лесах Белоруссии, на выставке представлена его послевоенная графика 1946 - 1947 годов.
Завершается второй раздел рисунками А.В.Кокорина, запечатлевшего московские улицы с воздушным заграждением - "Москва. 1941 г.", окраины Москвы в противотанковых ежах - "Москва военная", москвичей, познавших радость первой победы - "У газетного киоска. 1942 год". В годы Великой отечественной войны А.В.Кокорин работал в отделе фронтовой листовки Главного политического управления.
Выставка "Москва военная" создана на основе коллекции фондов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Это лишь небольшая часть графической коллекции - плакаты и газетные карикатуры, фронтовые рисунки и литографии, закрепившие впечатления драматических событий в истории битвы под Москвой, сохранившие заряд оптимизма и любви к Родине, с которыми нам хотелось познакомить зрителей этой выставки.