Культурная программа, подготовленная Радищевским музеем и его филиалами специально для международной акции "Ночь музеев", во многом стала сюрпризом для посетителей: это были не только новые выставки, как современные, так и традиционные, но и концерты, интерактивные программы, которые любого зрителя во многом не оставили равнодушным.
Безусловно, мы предполагали ответный отклик - в надежде, что зрители нас поймут и придут к нам. Что, в конечном итоге, и произошло…
Но, кроме достижения явной цели, привлечения большого количества посетителей и предоставления им разнообразной и интересной программы работы музея в эту ночь, сотрудники отдела по развитию Радищевского музея решили достичь и другую, скрытую цель - с помощью проведения своеобразного социологического опроса - интерактивного анкетирования, узнать определенный срез нашего зрителя и его интересы.
Для этого, во время проведения акции мы предложили нашим гостям выбрать своеобразный хит - картину ночи. Одновременно, каждый из них должен был ответить и еще на три вопроса: как часто он посещает Радищевский музей, указать свой возраст и откуда он узнал об акции "Ночь музеев".
Всего из более трех тысяч посетителей в эту ночь опросом нам удалось охватить чуть более 100 человек, что составляет порядка трех процентов от пришедших в это время в музей.
Из них "в первый раз" музей посетило порядка 10 процентов, "иногда" были 70 процентов, и "часто" его посещали 20 процентов ответивших. Если перевести эти показатели на абсолютные цифры посетивших, то получается, что своей акцией мы сумели заинтересовать около 2500 человек, которые или никогда не были в музее или посещали его от случая к случаю.
Распределение полученных анкет по возрасту посетителей также указывает на то, что мы достигли поставленной цели.
На акции были представители всех возрастов, причем - около 60 процентов опрошенных - это молодежь, то есть посетители до 30 лет, чуть более 25 процентов составили зрители в возрасте от 30 до 50 лет и только 15 процентов представители старшего поколения, т.е. те, кому за 50 лет.
Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что ночная музейная акция вызвала интерес в первую очередь молодого поколения, хотя люди более старших возрастных групп также остались к ней не равнодушны.
Не менее интересным стало распределение ответов анкетирования на вопрос "Как Вы узнали об акции "Ночь музеев". Для этого нашим респондентам было предложено три варианта ответа - "из СМИ", "от друзей" и "из афиш".
При этом, порядка 50 процентов ответили, что основным источником информации для них явились их друзья, вторую позицию заняли расклеенные в городе афиши и только на третьем месте, правда всего с небольшим отрывом в три-четыре процента, оказались средства массовой информации.
Мы пока привели предварительные итоги анкетирования и, естественно, не отражаем всех нюансов, которые получились в результате сопоставления разных данных по нескольким показателям. Для этого надо время и вдумчивый анализ.
Однако, и первые полученные нами результаты дают много пищи для размышления и, естественно, мы обязательно учтем все данные как при подготовки следующих акций связанных с "Ночью музеев", так и для выработки дальнейшей стратегии работы музея со своими посетителями.
И.В.Пролеткин