С 25 мая по 25 июня Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в рамках Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" представляют выставку "Творить, чтобы жить". Мир костюма Роберто Капуччи. Пресс-конференция состоится 24 мая в 18.00 в Итальянском дворике музея. Открытие выставки - в 19.30.
Выставка Роберто Капуччи - значимое событие в культурной жизни Москвы. Впервые в нашей стране можно будет увидеть фантастические костюмы, созданные в разные годы этим выдающимся мастером.
Без имени Капуччи трудно представить себе мировую моду 1950-60-х годов. Едва ли не самый известный итальянский кутюрье первого послевоенного поколения, добившийся признания в Нью-Йорке и Париже, один из пионеров "геометрического стиля" и экспериментов с новыми материалами, Капуччи вместе с тем - "диссидент" мира высокой моды; он предпочел подиумам музейные залы.
Персональные выставки Роберто Капуччи с большим успехом проходили в Риме, Флоренции, Вене, Мюнхене. Отдельные платья из его коллекций экспонировались на выставках в Музее Виктории и Альберта (Лондон), Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк); творения Капуччи украшали павильоны Италии на Всемирных выставках в Лиссабоне и Аичи.
"Чтобы эта выставка представила меня с разных сторон, я собрал самые яркие, самые эффектные работы, которые уже побывали во всех самых важных музеях мира. Это моё посвящение России" (Р. Капуччи).
Роберто Капуччи - легенда мировой моды, творец, не укладывающийся в традиционные определения "художник", "портной" или "модельер". Достаточно сказать, что его платья стали предметом исследования на психологическом факультете Падуанского университета.
Творения Капуччи оттеняют весьма своеобразные отношения между телом и миром. По мнению Эльзы Скьяпарелли, знаменитой художницы и модельера тридцатых годов, платье, надетое на человека, обретает совершенно новые свойства, неминуемо подвергая изменениям то, что в глазах модельера являлось "мечтой и образом". Именно таковы творения Капуччи. Подчас даже кажется, что, оказавшись внутри этих прекрасных форм, любое тело, как бы оно ни было совершенно, будет обречено нарушить ауру сакральности, их окружающую. Зритель, взирающий на них, испытывает то же нежданное изумление, какое испытывает человек перед лицом больших и малых чудес природы; его охватывает та же дрожь, что и при встрече с произведением искусства.
Капуччи любит подчеркивать то мощное влияние, которое оказали на его работу годы, проведенные в художественном лицее и в Академии изящных искусств. Его эскизы заметила журналистка, эксперт в области моды Мария Фоскини, которая оценила заключенное в них дарование и убедила Капуччи открыть ателье.
Творения Капуччи - это упражнение в строгости и чистоте линий, в поиске которых дизайнер доходит до самой сути. Многократно повторяется тема шкатулки, в своей формальной четкости образуя контрапункт к еще одной сквозной линии - изменчивым изгибам и завиткам. С 1966 года формальные эксперименты начинают сопровождаться экспериментами с материалами; так, серебристая парча станет сочетается с прозрачным пластиком. Для Капуччи характерно использование черно-белой гаммы, плотных колючих тканей, тканей в "гусиную лапку", утонченных цветовых контрастов, полученных благодаря переплетению на каркасе черных и белых лент.
Я хочу, чтобы российские зрители увидели меня таким, каким я являюсь сегодня: романтическим сюрреалистом, художником ткани, скульптором по самой подвижной и хрупкой материи - шелку - которая впитывает свет и отражает его сотнями образов. Р. Капуччи.
Когда мы с господином Капуччи ходили по музею, я поняла, что он очень точно чувствует пространство, у него есть ощущение высоты, объема всех предметов, которые расположены рядом с ним… И.А. Антонова.
Платья этого замечательного европейского кутюрье подобны скульптурам. Историк мог бы сказать, что они похожи на средневековые доспехи. Ботанику они могли бы показаться гигантскими венчиками, излучающими шелковые лепестки восточной окраски. Математик, несомненно, отметил бы драматическую геометрию форм, использованную в рисунке ткани. Каждый, кто видит платья Капуччи, готов согласиться, что это фантастический мир. Дж. Чалант.