15 мая 2006 года в 16.00 в Мраморном дворце Государственного Русского музея откроется персональная выставка художницы галереи Д137: Александры Вертинской "Визульный архив". Живопись, графика. Куратор - Александр Боровский.
Внучка легендарного русского актера и шансонье, автора, постановщика и исполнителя своих знаменитых театрализованных песен, дочь актрисы и архитектора, Александра Вертинская связана родством с целой гроздью известных театральных и художественных династий. Это - данность...
Такие вот предлагаемые судьбой обстоятельства. Их можно использовать по-разному. Видимо, в них можно существовать как в декорациях. Наверное, их можно использовать как своего рода наследственную культурную ренту. Александра Вертинская реализует эти обстоятельства, как мне представляется, наиболее умно. Она их тематизирует и визуализирует. В своей живописи и графике она создает своего рода визуальность семейного как сложной многослойной оптики. (Александр Боровский)
«Подлинный символизм – это когда посредством специфического представлено нечто более общее не в качестве мечты или тени, а как существующее сиюминутное раскрытие того, что непостижимо» Гете.
Современный мир искусства – это весьма ограниченное, подверженное влиянию моды пространство, где преобладают мысли о славе, статусе и инвестициях. У него очень мало общего с основной массой образованных людей, обладающих несколько иными знаниями о современном кинематографе, литературе и театре, и находящими сегодняшнее искусство в большей мере бессмысленным или совершенно бесцельным и мелким. Причина проста. Сегодня современное искусство – это, скорее, презентация интеллектуальных идей без наличия видимого творческого подхода или, наоборот, производство образов, воплощающих виртуозную технику без провоцирующего мысль содержания.
Тем не менее у многих, увлеченных притягательной визуальной образностью искусства, есть желание быть дерзкими, но не шокирующими и эмоциональными не будучи сентиментальными. Репрезентативное искусство, например, не должно быть только дескриптивным или нарративным. Существует различие между иллюстрацией, той что входит в поп-культуру, и искусством. Иллюстрации делают, чтобы рассказывать сюжеты и давать ответы. Искусство, серьезное искусство, создается, чтобы побуждать мысль и задавать вопросы. Пикассо мудро сказал, что произведение искусства завешается не художником, а человеком, смотрящим на картину, в соответствии с жизненным опытом, интеллектом и восприимчивостью последнего. Картина изменяется по мере изменения аудитории.
Сантаяна однажды писал, что ощущения – это скоротечные мечты. Работы Александры Вертинской – это зримые мечты, которые терпеливо ждут на холсте или бумаге человека, который позволит ее творчеству инициировать свои глубинные мысли или ощущения. Поверхностный взгляд на ее искусство может привести к недооценке из-за обманчивой простоты ее образности. А это было бы грубой ошибкой. Действительно, сюжетами ее последних картин являются виды Венеции и натюрморты с цветами. Но они, однако, являются лишь отправными точками, а не конечными художественными выводами. Это все равно, что описать суть чеховских пьес как словесную интеракцию между поколениями русских.
Венеция – это самый вневременной из городов, а в цветах есть некая универсальность. Вертинская пользуется этими заранее утвердившимися восприятиями, но также привносит и личное художественное видение. В результате ее работы имеют явно современное звучание, но в них ощущаются и ностальгические полутона и отголоски античности. В восприятии Венеции у Вертинской отсутствуют узнаваемые ориентиры. Напротив, она стремилась передать настроение этого древнего города, сосредоточив внимание на покрытых пятнами и часто осыпающихся фрагментах безымянной венецианской архитектуры, зачастую там, где строения подверглись безжалостному безмолвному натиску вездесущей воды. В ее работах чувствуется не только присутствие истории, в них почти можно обонять влажный тлен этой акватической метрополии. У тех, кто побывал в Венеции, ее искусство вызовет незамедлительную реакцию, а для других, возможно, восприятие затруднено.
Вертинской не интересно заниматься проецированием открыточной иллюзорности. Для нее Венеция – это город тайн, и она передает это ощущение мистерии, преобразуя своим искусством нераспознанные, зачастую уродливые фрагменты в нечто прекрасное. Цветы в мире живописи Вертинской всегда изображены такими, какими они растут в природе. Иногда в них отражается вмешательство человека, тогда они срезаны, поставлены в вазы или разложены на столе. В ее композициях сквозят уважение и подчеркнутая элегантность природных форм. Ее цветовая палитра строга и намеренно ограничена несмотря на то, что художник изображает полихромную растительность. Она уходит от легкой многоцветной декоративности к вдумчивому и даже торжественному пути изображения природы. Для Вертинской цветы всегда полны достоинства, а не просто приятны на вид.
Хотя творчество Вертинской вневременно по содержанию, в своем ремесле она является глубоко современным практиком. Фотография и художественная шелкография часто служат в качестве отправных или промежуточных этапов в создании ее произведений. Они, тем не менее, никогда не конечны сами по себе. Не столь важно вдаваться в подробности относительно того, какой посудой пользуется повар, главное то, каков результат на вкус. Своеобразие Вертинской в ее манере трансформировать идеи посредством многочисленных современных техник и традиционных приемов живописи и графики в нечто законченно целое. Она способна мастерски создать ощущение сфумато, привнося в свои работы почти осязаемую атмосферу.
Сто восемьдесят четыре года тому назад Эжен Делакруа писал по поводу вдохновляющей силы искусства: «Помимо счастья удостаиваться похвал существует счастье обратиться к душам, которые могут понять вашу, и получается так, что в вашей картине происходит встреча этих душ. Какой толк в одобрении друзей? Вполне естественно, что они вас поймут, разве в этом суть? Что поистине возбуждает, так это жить в умах других». Спокойной властью художника Александре Вертинской удается создавать произведения искусства, находящие отклик в нашем воображении. (Роберт Флинн Джонсон - ответственный куратор)