"Живая вода", выставка, посвященная российским традициям домашнего и промышленного пивоварения, а также культуре употребления пива, откроется 19 апреля в 15.00 в Российском этнографическом музее.
Присущая пиву способность вводить человека в особое состояние, а так же ослаблять существующие в культуре запреты, сделало его непременным атрибутом всех значимых событий в жизни человека, - рождения, свадьбы, смерти, новоселья. Не только употребление пива, но и его приготовление носили ритуальный характер, а потому выставка "Живая вода" представит культуру употребления напитка, его ритуальные функции и мифологию, а также процесс приготовления.
По словам куратора выставки, Дмитрия Баранова, новый проект Российского этнографического музея и Музея истории пивоварения Комбината им. Степана Разина, позволит изменить стереотипный взгляд на пиво и обратить внимание на его возможности как модератора и посредника в коммуникациях.
В традиционной культуре место приготовления общинного пива носило сакральный характер и располагалось обычно в особом месте, - у храма, на краю селения, на вершине холма, на берегу реки. В самом процессе приготовления пива особое место занимают операции по его "оживлениию. Поведение людей при варке пива было жестко регламентировано мифологическими предписаниями и запретами, о чем свидетельствуют представленные на выставке фольклорные тексты и иллюстративный материал.
Также, различные стадии готовности пива имели самостоятельные символические значения: сусло как неготовое, "неживое" пиво, без хмеля, являлось угощением преимущественно для невесты и девушек до свадебного дня, а само пиво, как законченный продукт, связывалось с идеей зрелости, замужества, поэтому и употреблялось оно, как правило, только мужчинами и замужними женщинами
В традиционной культуре, приготовление пива, как правило, означало чьё-то скорое замужество и выражение "заварить пиво" означало, что начались свадебные приготовления. Пиво начинали варить у невесты в день "рукобитья", с которого, собственно, и начиналась свадьба.
Считало, что пиво, которое готовилось к свадебному пиру, обладало способностью предсказывать будущее молодой пары. Так, например, верили, что если при варке пива постучать мешалкой по корыту, то напиток получится ссорливым, то есть отведавшие его будут ссориться; если же свадебное пиво удачно сварится, то новобрачные будут жить в полном согласии. Также, свадебная традиция требовала напоить молодых на брачном ложе пивом из одного стакана, "чтобы водворить между ними взаимную любовь". С этой же целью в пиво жениху добавляли собранный в бане пот невесты.
В первом разделе выставки, - "Приготовление пива" - демонстрируется утварь, использовавшая при приготовлении пива, - бочка-дошник для варки сусла, веселки и ковши для его размешивания, долбленые и плетеные воронки и русленники для спуска напитка, огромные деревянные корыта, железные и деревянные клещи для камней, глиняные корчаги, жбаны, медный чан.
Второй раздел, - "Культура пития пива" - знакомит с традицией его употребления. Основу раздела составляет русский праздничный стол, одним из главных атрибутов которого было домашнее пиво. Здесь демонстрируются долбленые из капа расписные ковши-скобкари, деревянные и медные братины и ендовы для подачи и пития по кругу пива под пение специальных "пивных" песен, ковшики-черпаки с резными ручками, расписные кубки и стаканы. Кроме того, знаменитые эстонские и шведские пивные кружки и фляжки с резным орнаментом, берестяные туеса волжских народов, осетинские ритуальные деревянные ковши.
Заключительный раздел выставки посвящен демонстрации главных вех истории и продукции первого промышленного пивоваренного предприятия в России - завода им. Степана Разина, сохраняющего традиции и российского пивоварения.
Вместе с тем, растение, являющееся важнейшим компонентом пива, - хмель - в мифологических представлениях имеет дьявольскую природу. В легендах "нечистота" хмеля объясняется тем, что он произрастает из тела погребённой блудницы, а в апокрифе, повествующем о строительстве Ковчега, дьявол знакомит жену Ноя с хмельной травой для того, чтобы она напоила мужа пивом и выведала тайну строительства Ковчега.