"От Павла Чистякова до Марка Шагала" - таково название новой выставки Музея Академии художеств. В названии экспозиции звучат имена двух художников, сыгравших важные, но такие разные роли в русском и мировом искусстве. Их работы первыми встречают посетителей выставки.
Произведения Павла Чистякова малоизвестны широкой публике. А вот картины его учеников - слава и гордость русской школы живописи. Виктор Васнецов, Михаил. Врубель, Василий Поленов, Илья Репин, Валентин Серов, Василий Суриков - вот имена лишь некоторых их них.
Марк Шагал - популярный художник эпохи модернизма. Его картины знает весь мир. Неповторимый стиль мастера иногда называют "эмоциональным кубизмом". Но как часто бывает с художниками того времени, точно классифицировать его манеру невозможно (да и нет в этом необходимости).
Что ждет зрителей на этой экспозиции, объединившей собрания многочисленных филиалов Научно-исследовательского музея Академии художеств? Отвечая кратко: история русского искусства от академизма до модернизма. От портрета итальянской девочки Чистякова до ранних натюрмортов Марка Шагала.
Работы самого Чистякова и некоторых его учеников демонстрируют безупречную отточенность академической техники. Критический реализм передвижников от Ивана Крамского. Произведения Репина, Малявина, Кустодиева (малоизвестные, но от того еще более интересные) также формально принадлежат к реалистической традиции, но уже предвещают грядущие эволюции и революции художественных форм ХХ столетия. Так же, как и работы учеников Куинджи.
Поэтика символизма в сказочном виде Петергофа Александра Бенуа. Ее отголоски в ранних произведениях Исаака Бродского. Будущего творца сверхреалистических и сверхмонументальных картин знаменитой ленинианы. Вообще по ранним произведениям художника часто бывает сложно угадать направление развития его дарования. Вот и в ученических штудиях Николая Рериха, представленных на выставке, вы не найдете таинственных черт экзотической красоты, прославившей его полотна.
Хотя выставка названа в честь Павла Чистякова и Марка Шагала, более других, из представленных на ней картин, внимание привлекают работы Бориса Григорьева. Особенно сильное впечатление производит портрет Шаляпина его кисти. Монументальный образ оперной звезды первой половины прошлого столетия, возлежащего в алом халате на постели, незабываем. Пожалуй, произведения Григорьева можно назвать изюминкой этой экспозиции. Ирония и гротеск, яркость красок и лаконизм форм - характерные черты его стиля.
Посетители новой выставки Музея Академии художеств имеют уникальную возможность насладиться красотой шедевром коллекций 5 музеев. Музея-усадьбы И.Е.Репина "Пенаты" (пос. Репино), Музея-квартиры И.И.Бродского (пл. Искусств, Санкт-Петербург), дома-музея П.П.Чистякова (г. Пушкин, Ленинградская область) и музея-квартиры А.И.Куинджи (В. о., Биржевой переулок, Санкт-Петербург), а также мемориальной мастерской С.Т.Коненкова в Москве (ул. Тверская, 17). Произведения экспозиция Тициановского и Екатерининского залов Академии художеств откроют вам новые грани таланта именитых художников. И в тоже время здесь вас ждет встреча с мастерами малоизвестными или забытыми.
О выставке: http://www.museum.ru/N25826