С 21 апреля по 14 мая 2006 года Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Государственный центр современного искусства (Санкт-Петербург), Институт Тамаринд (Нью-Мехико, США) при поддержке Генерального Консульства США в Санкт-Петербурге, Trust for Mutual Understanding, CEC ArtsLink представляют выставку "Алхимия и художник. Современная американская литография". Институт Тамаринд (США, Нью-Мексико). Открытие 21 апреля в 19.00.
22 апреля в 14.00 – экскурсия по выставке, лекция «Институт Тамаринд – центр современной литографии). (Марджори Девон, директор Института Тамаринд).
На выставке представлены работы, выполненные американскими художниками в печатных мастерских крупнейшего американского центра литографии - Института Тамаринд. 34 литографии, принадлежащие 34 авторам, демонстрируют все многообразие возможностей этой печатной техники.
Проект Института Тамаринд – это история о том, как меняется идея художественного произведения от возникновения и до воплощения. Большинство участников выставки – профессиональные скульпторы и живописцы. Придя в литографскую мастерскую с уже готовыми проектами, они работали в тесном сотрудничестве с мастерами-печатниками, изучая выразительные возможности литографии. Художник наносил рисунок непосредственно на камень или металлическую пластину, а потом вместе с мастером обрабатывал и печатал изображение.
Тамаринд, расположенный в Нью-Мексико (США) – единственный в мире институт, который занимается только и исключительно литографией. С момента своего основания в 1960-м году Тамаринд оказал решающее влияние на развитие этой печатной техники в Америке. Институт готовит мастеров-печатников, организует исследовательские проекты и стажировки, приглашая художников разных стран работать в мастерских. Тамаринд пропагандирует идею творческого сотрудничества между художником, который создает изначальный рисунок для литографии, и мастером-литографом, непосредственно отвечающим за процесс печати.
Санкт-Петербург традиционно считается центром литографии. В начале XX века художники «Мира искусства» способствовали возрождению и развитию этой техники. В советское время камерная графика в гораздо меньшей степени обращала на себя внимание, нежели живопись или скульптура. Экспериментальная Литографская мастерская при Ленинградском Союзе художников стала убежищем и творческой лабораторией для нескольких поколений мастеров. Там работали такие выдающиеся мастера, как Н. Тырса, В. Лебедев, Ю. Васнецов, А. Каплан, Б. Ермолаев. В начале 90-х студия фактически закрылась. Сегодня печатные мастерские занимаются, как правило, производством сувенирной продукции, при этом единственным видом литографии в нашей стране остается традиционная печать с камня. Современные русские художники обращаются к литографии крайне редко. Между тем на Западе она по-прежнему остается важнейшей частью актуального искусства. Выставка, подготовленная Институтом Тамаринд для Петербурга, демонстрирует новый возможности этой техники: фото- и полимерную литографию, а также оттиски, исходные изображения для которых были обработаны с помощью компьютера.
В рамках проекта «Алхимия и художник» в мае 2006 года в Санкт-Петербургской студии печатной графики и в Академии Дизайна пройдут мастер-классы для художников, работающих в сфере литографии, организованные специалистами из Института Тамаринд, а в июне 2006 года четыре русских художника, отобранные по итогам конкурса, отправятся на стажировку в Нью-Мексико.
Кураторы проекта: Петр Швецов, Мария Коростелева.